Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ощущение и чувствительность как свойства творческой личности. Почему творческие люди крайне чувствительны Чувствительные люди меняют этот мир

Стефан Цвейг пишет об истоках творчества Стендаля :

«Боязливый в жизни, робеющий перед женщинами, таящийся и окапывающийся в искусно созданных блиндажах своего притворства, он, едва взяв в руки перо, преисполняется храбростью: никакие задержки ему уже не мешают, наоборот, обнаружив в себе какие бы то ни было «зажимы», он цепляется за них и вытаскивает на свет все внутренние препятствия, чтобы с величайшей тщательностью анатомировать их. С тем, что больше всего подавляло его в жизни, он как психолог справляется лучше всего. На этом пути он интуитивно, с удачливостью гения, уже в 1820 году распознал секрет многих из тех замысловатых пружин и затворов душевной механики, которые психоанализу лишь столетие спустя удалось разложить на составные элементы и реконструировать при помощи сложнейших и тончайших приёмов; его врождённый и искушённый упражнением психологический опыт одним скачком опередил на целое столетие терпеливо продвигавшуюся вперёд науку.

Ты заботишься о мелочах больше других? Ты всегда думаешь о том, что чувствуют окружающие тебя люди? Ты предпочитаешь тихую и спокойную обстановку?

Если всё вышесказанное про тебя, ты очень чувствителен. Эта черта характера была впервые исследована в начале 1990-х годов. Считается, что каждый пятый человек в мире сверхчувствителен. Существует много книг, посвященных этой теме. В одной из них описаны привычки высокочувствительных людей . Узнай, присуща ли тебе эта черта характера.

Как ведут себя высокочувствительные люди

Чрезмерная чувствительность - совсем не плохая черта характера. Такие люди очень добры по своей натуре и никогда не откажут в беде. Они будут из кожи лезть, чтобы помочь тебе решить твои проблемы. Поэтому будь с ними немного мягче. Старайся не затронуть их и так обостренные .

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

Чувствительность -- это:

1) общая способность к ощущению; чувствительность появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям;

2) в дифференциальной психологии и характерологии -- повышенная готовность к аффективным реакциям;

3) в психофизике -- величина, обратно пропорциональная порогу ощущения. Соответственно различают абсолютную и дифференциальную (разностную) чувствительность.

Классификация видов чувствительности совпадает с существующими классификациями ощущений. Так, выделяют виды чувствительности, отличающиеся по степени детальности проводимого сенсорного анализа. Учитывая характер раздражителя, можно говорить о чувствительность к действию механических, оптических, химических, температурных и других стимулов. Чувствительность организма может быть оценена не только на основе ощущений, но и по изменению протекания различных психофизических процессов.

В результате, как правило, получаются несколько различные показатели. Например, зрительная чувствительность, определяемая по реакции изменения интегральных ритмов мозга, оказывается выше чувствительности, оцениваемой на основании словесного отчета испытуемого. В последние годы благодаря использованию новых теоретических представлений (теория обнаружения сигнала) в психофизике появились более обобщенные определения чувствительности, независимые от понятия "порог ощущения".

Что касается особенностей чувствительности творческой личности, то на наш взгляд, можно утверждать, что у лиц с высоким творческим потенциалом - или от природы, или в результате индивидуальной истории становления данной личности - механизмы психологической защиты в той или иной мере оказываются ослабленными. Одной стороной такого ослабления как раз и является то, что информация, способная расшатать существующую систему знания и поколебать стереотипы, имеющие в данное время статус бесспорных (которая у большинства людей блокируется), у креативных личностей получает более свободный доступ на уровень сознания. Это, если так можно выразиться, - положительное следствие ослабления механизмов психологической защиты. Вместе с тем, вряд ли можно предполагать, что такого рода ослабление столь избирательно, что беспрепятственно пропускает на уровень сознания информацию, концептуально значимую, и блокирует травмирующую (ту, которая может причинить боль, страдание субъекту).

Поэтому, скорее всего, в результате ослабления механизмов психологической защиты наряду с информацией, обеспечивающей возможность отказа от когнитивных стереотипов (штампов) и, тем самым, увеличивающей вероятность совершения творческого шага, на уровень сознания более широким потоком устремится и вся информация, которая для данной личности имеет травмирующий характер и в обычных случаях блокируется. Такое предположение, на наш взгляд, дает возможность понять и некоторые другие аспекты в проблеме специфики мышления креативной личности. В частности, это касается соотношения чувствительности (сензитивности) и креативности. Под чувствительностью в данном контексте понимается способность организма реагировать на изменение раздражителя возникновением или изменением ощущения.

В исследованиях, посвященных рассмотрению параметров мышления лиц с высоким творческим потенциалом, часто отмечаются когнитивная и эмоциональная их открытость, высокая степень чувствительности, восприимчивости как к сигналам, поступающим из внешнего мира, так и к внутренним. Эта зависимость является достаточно очевидной: более развитая способность к восприятию и фиксированию оттенков, деталей в поступающей информации, при прочих равных условиях, обеспечит более богатую базу исходных данных самой различной природы. А это, в свою очередь, обусловит возможность вербализации и осознания более тонких аспектов, отношений, свойств в рамках воспринятого и осмысливаемого. В результате исходная база данных для формирования ассоциативных связей будет существенно шире и т.д. Однако, как нам представляется, можно говорить и о менее тривиальном отношении степени восприимчивости, чувствительности субъекта и креативности его мышления. А именно, о восприимчивости, эмоциональной и когнитивной открытости - как следствии развитой творческой способности (поскольку, как уже говорилось, последняя может быть обусловлена, в частности, и ослаблением действия механизмов психологической защиты). Поэтому определенная уязвимость, незащищенность, нестандартность поведения людей с высоким творческим потенциалом (широко известные "чудачества") не должны рассматриваться как их каприз или проявление их нежелания вписаться в стандартную систему межличностных отношений. По существу, эти особенности оказываются оборотной стороной одаренности этих людей и не могут быть сняты произвольно.

В этой связи хотелось бы рассмотреть вопрос о психоэмоциональных особенностях креативных личностей несколько подробнее. В современной литературе этой стороне проблемы уделяется значительное внимание. При этом целый ряд характеристик практически всеми исследователями причисляется к неотъемлемым личностным качествам креативных субъектов. В их числе - любознательность, даже до некоторой степени любопытство (однако не в обыденном понимании, а скорее как выражение стремления к получению новой информации, вероятно, по смыслу приближающееся к понятию "пытливость"), способность видеть проблему там, где ее не видят другие.

Данное обстоятельство, как попутно справедливо отмечается, способно доставить немало неприятностей и неудобств его обладателю, поскольку усмотрение проблем побуждает говорить о них, а это не всегда приветствуется окружающими, которые - в массе своей - не видят никаких проблем в соответствующем положении вещей.

Упоминается также и такое качество, как гибкость в восприятии и оценке информации (в противовес жесткости, ригидности), присущая в большинстве своем креативным личностям. Последнее находит и экспериментальное подтверждение. Так, интересные исследования особенностей восприятия информации при условии различных способов предшествующего обучения показали, что так называемая "да-тенденция", (т.е. склонность давать позитивный ответ на вопрос о присущности или не присущности вновь предъявляемых конфигураций тому классу объектов (прототипу), который сформировался у испытуемого на основе предшествующего научения) складывается как следствие более разнообразного предшествующего личностного опыта субъекта и обусловливает следующую особенность восприятия: скорее модификации, не принадлежащие к данному классу будут ошибочно причислены к нему, чем подлинные варианты прототипа будут необоснованно отвергнуты. И напротив, так называемая "нет-тенденция" (т.е. склонность к негативному ответу на вопрос о принадлежности некоторого данного объекта к соответствующему классу) формируется как следствие более однообразного предшествующего обучения и обусловливает противоположную особенность восприятия: скорее подлинная модификация некоторого прототипа будет ошибочно отвергнута, чем конфигурация, не являющаяся в действительности вариантом прототипа, будет неверно принята.

Представляется достаточно очевидным, что подобные особенности восприятия не безразличны к формированию способности нахождения нетривиальных решений в познавательных ситуациях.

творческий личность ощущение чувствительность

Чувствительные люди меняют этот мир,

Хотя чаще об этом не догадываются.

Порой они приходят к психологу и жалуются: «Я не хочу всё это так сильно чувствовать».
Они не сразу могут поверить, что чувствительность - это их особый талант.

Это как тонкий музыкальный слух. Настроенность на музыку души. Своей собственной и душ других людей, всего мира.
Ну, да, им сложно. Ведь с детства они чувствовали себя не от мира сего. Потому что им пеняли за их чувствительность. Осуждали за слезы. Не могли понять «капризы». Скептически относились к их желаниям. Боялись их чувств. Отвергали за чувства.
С такими качествами оказывалось несладко. Нечего нюни распускать. Или: ты что-то больно развеселилась сегодня.
Ну, да, была, конечно, одна удивительная сказка — «Принцесса на горошине». (Андерсен ведь сам был из таких.) Тайный тест на распознавание этой породы людей. Но вряд ли он когда-то применялся за пределами сказки в положительном контексте. Настоящая жизнь не для принцесс! Ни-ни.
Чувствительным людям трудно, потому что они должны ценить, беречь и защищать свой сенситивный талант. Но их не учат этому. И научиться им сложно, ведь…

…они, как правило, застенчивы, в силу своей чувствительности, им сложно противостоять агрессии и добиваться своего;
…им кажется, что такие, какие они есть, они не могут быть приняты в этом обществе.
…их чувствительность с трудом переваривают близкие, вешая разнообразные ярлыки: «уж больно ты нежная», «экзальтированная особа» и пр., и пр.;
…им неприятно притворяться, они искренни (поскольку острее чувствуют фальшь) и не умеют играть в общепринятые игры, поэтому получают ярлыки, вроде «не от мира сего», «какой-то он странный»;
…они могут казаться (другим и себе) неисправимыми интровертами и зазнайками, ведь им нужно своё личное пространство, им трудно находится долго там, где душно и тесно;
…им сложно выдерживать быстрые темпы. Потому что они чувствительны к суете. И поэтому они чаще всего не могут бежать со всеми.
…они острее переживают трудные ситуации - горе и тоску, перегрузки и равнодушие;
…они восприимчивы к чувствам других людей, в том числе и к тяжелым, отрицаемым и вытесняемым чувствам.
А значит, им вообще больше достается.

Порой они даже и не подозревают, что своею чувствительностью меняют мир.
Прежде всего, они по-особенному его воспринимают. Чувствуют оттенки запахов, видят нюансы цвета, осязают малейшие шероховатости поверхностей, ловят мимолетные движения.
Они обладают тонкими индикаторами восприятия, способными улавливать малейшие изменения вокруг и внутри.
Точно также они ловят оттенки чувств и лучше понимают людей. Они могут тонко переживать. Они могут резонировать на чужие настроения. И улавливать нюансы смыслов. Они сострадательны.
В общем, они творческие люди. Благодаря своей чувствительности, своему сочувствию к миру, они меняют его. Исподволь. Просто откликаясь. Просто со-радуясь с ним. Или со-страдая.
Их трудный опыт непонимания и отвержения помогает им тонко и внимательно сострадать.
Так что, чувствительные, признайте в себе эти нервы. Наслаждайтесь дрожанием этих струн внутри себя. Без вас мир был бы жестче и монотоннее. Если бы смог вообще существовать. Вы те, кто сам того не зная, шагает впереди и кому из-за этого больше достается.
Не только шишек. Но и рассветов, закатов, ароматов, дуновений, прикосновений, всей этой дрожи, то отравительной, то прекрасной. И такой настоящей.

О сенситивах

Жизнь современного человека насыщена стимулами: все вокруг слишком шумно,

слишком сильно пахнет, чересчур ярко.

Неудивительно, что появилась новая категория людей, которые стремятся к

уединению и имя им — «сенситивы».

Сенситивы — это люди, из-за особенностей своей нервной системы более чувствительные ко всему происходящему вокруг. Именно поэтому они гораздо быстрее других переутомляются, стремятся оказаться в тишине и покое, чтобы прийти в себя.

Датский психотерапевт Илсе Санд описывает несколько характеристик, по которым можно распознать сенситивов.

Признак 1. Чуткость

Бывало ли с вами такое, что во время большого семейного праздника вам хотелось запереться где-то в ванной комнате, чтобы немного прийти в себя, потому что вокруг слишком много людей, еды и музыки?

Илсе Санд объясняет, что это типичное поведение сенситивов: «У нас богатое воображение, благодаря которому даже незначительные события окружающей действительности побуждают нас выстраивать гипотезы и делать выводы. Таким образом наш внутренний «жесткий диск» быстрее переполняется, и мы испытываем перевозбуждение».

Перевозбуждение вызывает панику и тревогу, заставляет уединиться, чтобы хоть как-то успокоиться и вновь вернуть способность принимать новые впечатления в виде бесед, шуток и чужих историй.

Признак 2. Восприимчивость к ощущениям

Сенситивы — это люди, которым вечно то дует, то душно, то рядом слишком громко разговаривают по телефону, мешая сосредоточиться. Это они не со зла и не от вредности — просто их органы чувств настроены гораздо тоньше, чем у обычных людей.

Фейерверки не вызывают у них восторга, потому что сопровождаются слишком громкими взрывами. Химические запахи в парикмахерской им кажутся невыносимыми, а радио, включенное фоном коллегами, — главной помехой в работе. Все потому, что их системы восприятия словно работают вдвое интенсивнее, чем у остальных.

Признак 3. Впечатлительность

Сверхчувствительные люди довольно быстро устают от проявления чужих эмоций, негативных — особенно. Поэтому сенситивы всегда первыми чувствуют, если обстановка вокруг них эмоционально накаляется и, чтобы не терпеть неудобства, они стараются всех помирить.

Признак 4. Гиперответственность

Сенситивы — люди очень понимающие. Однако понимая и принимая других такими, какие они есть, сенситивы как будто берут на себя ответственность за их поведение. Они считают, что должны всех помирить, сделать так, чтобы всем было удобно. И на это тратят много сил и внимания; совсем ничего не остается, чтобы заботиться о себе.

Повышенная чувствительность не дает им критиковать окружающих, и она же — причина острой реакции на критику. Негативная обратная связь выбивает их из колеи, заставляет страдать, потому что другие, менее чуткие люди, обычно не церемонятся с чужими чувствами.

Признак 5. Внутренний мир

Избыток эмоциональных, визуальных и аудиальных впечатлений обильно наполняет внутренний мир сенситива. Его мозг постоянно работает над тем, чтобы проанализировать и разложить по полочкам беспрерывно поступающую информацию, иначе наступит хаос.

«Сенситивы почти никогда не страдают от нехватки вдохновения, однако некоторых из них вдохновение даже пугает: они воспринимают его как стимул к действию, противостоять которому невозможно».

Признак 6. Медленная реакция

Так как сверхчувствительный человек постоянно ощущает себя словно под аудио-звуковой -визуальной бомбежкой, и его мозг без перерыва занят обработкой «входящих данных», он реагирует медленнее обычного. Именно про этих людей говорят: «Хорошая мысля приходит опосля».

По мнению автора книги, сенситивы, несмотря на общительность, довольно медленно налаживают контакт с другими людьми. Но, если проявить терпение, в их лице можно обрести надежного, внимательного друга.

Как сверхчувствительным людям восстанавливаться

Научитесь говорить «нет». Как отзывчивый человек, вы часто беретесь помогать другим, тратя много своих сил. Не стесняйтесь отказывать другим, прямо сообщая, что вы устали. В вашем случае — это уважительная причина.

Ограничивайте аудиовизуальные стимулы. 80% впечатлений составляет то, что мы видим глазами. Достаточно несколько раз в день на несколько минут их закрывать, чтобы остановить поток ощущений. Если раздражают неприятные шумы — можно отгородиться от них наушниками с любимой музыкой.

Занимайтесь рутиной. Любая механическая работа, не требующая внимательной вовлеченности, помогает успокоиться и дает возможность мозгу самому спокойно упорядочить все впечатления. Поэтому полезно гулять, мыть посуду, читать.

Проявляйте свои чувства. «Прислушиваясь к чужим словам, но при этом не

выказывая свою точку зрения, вы быстро устаете». Выбирайте такой круг общения так, чтобы близкие позволяли вам выговориться.

Признавайтесь другим в своей сверхчувствительности. Это страшно, учитывая, что окружающие принимают такое качество за слабость. Поэтому постарайтесь, чтобы хотя бы близкие относились серьезно к вашим словам: «Прости, меня это очень утомляет, я нуждаюсь в отдыхе

Что, если любая незнакомая ситуация вызывает у вас сильное волнение? Что, если получасовой фуршет приводит к нестерпимому желанию уединиться, так как неизбежно наступает "социальное похмелье"? Возможно, вы относитесь к людям-орхидеям.

Немного теории: феномен сверхчувствительности впервые был описан Элейн Эйрон, американским психотерапевтом. До нее все люди-орхидеи ошибочно причислялись либо к интровертам, либо просто к людям нервозным или даже невротичным. Сверхчувствительность не имеет никакого отношения к болезням и отклонениям! Конечно, интроверсия встречается у большинства людей-орхидей, но и экстраверты среди них тоже есть.

Оговорюсь, что это не научный труд и исследований я не проводила. Написанное здесь - результат наблюдений за самой собой и другими мне подобными, а вдохновила меня книга Элейн Эйрон "Сверхчувствительная натура".

Кто же такие люди-орхидеи?

Вы можете смело себя причислять к этим 25 % тонких натур, если вам свойственно большинство следующих признаков:
1. Высокая восприимчивость к внешним раздражителям и сильная возбудимость нервной системы
2. Осторожность и даже медлительность в принятии решений
3. Склонность к глубокому анализу своих поступков и происходящих вокруг событий
4. Повышенная внимательность к малозаметным деталям и еле уловимым тенденциям
5. Высокая восприимчивость к эмоциям других людей (высокая эмпатия, жалость к более слабым), а также избегание конфликтов
6. Потеря сосредоточенности и растерянность в ситуации оценки и наблюдения со стороны других людей
7. Развитая интуиция, склонность к предвидению
8. Правополушарность мышления, хорошие творческие способности

9. Интроверсия (около 70% людей-орхидей - интроверты), избегание публичности и широкого круга общения
10.Склонность к постоянному обучению, стремление к самосовершенствованию
11. Повышенная ранимость и склонность к более выраженному физическому дискомфорту, то есть сильнее страдают от боли, хуже переносят голод
12.Более высокая восприиимчивость к медикаментозному лечению, кофеину

Теперь разберем более детально основные черты людей-орхидей, и как они проявляются на работе, в общении с коллегами.

1. Высокая восприимчивость к внешним раздражителям и сильная возбудимость нервной системы

Детали:
Пожалуй, это самая яркая и определяющая особенность людей-орхидей. Если взять за метафорический образ бусы, то эта особенность - нить, а все
остальные - бусинки, которые без нити не смогли бы составить бусы.

Реакция высокочувствительных людей на любой, даже незначительный раздражитель сильнее, чем у большинства людей. Особенно сильна реакция на неожиданные и незнакомые раздражители. Например, неожиданный звон разбивающегося стекла или чей-то окрик заставят вздрогнуть, ахнуть и сильно забиться сердце. Сильные раздражители и вовсе вас оглушают и вызывают реакцию ступора, желание скорее уединиться. Поэтому люди-орхидеи в силу своей повышенной эмоциональности стараются избегать:
Переполненный транспорт в час-пик
Митинги с большим скоплением народа
Фуршеты и шумные вечеринки
Длинные шумные очереди
Автомобильные пробки (кстати, люди-орхидеи лучше других знают, как объехать пробки;)

Причина:
Нервная система людей-орхидей настроена на более высокую восприимчивость незначительных раздражителей. Это в свою очередь подразумевает более детальную обработку поступающей в мозг информации. Как следствие, перегрузка нервной системы сильнее, чем у большинства людей. Отсюда - быстрее наступает усталость, при сильных раздражителях - усталость и вовсе оглушающая.

Проявление в бизнес-среде:
Люди-орхидеи крайне некомфортно чувствуют себя на больших и шумных встречах. Чтобы не усугублять свое внутреннее напряжение и не заставлять
свое сердце еще чаще биться, предпочитают отмолчаться. Им однозначно не нравятся офисы открытого типа open-space.

Я, конечно, не люблю работать в выходные, но если уж приходиться выходить, бонусом является возможность посидеть в пустом офисе с приглушенным светом! Работа у меня так и кипит в такой обстановке!

2. Осторожность и медлительность в принятии решений

Детали:
Люди-орхидеи предпочитают продумать все возможные последствия любого действия, на что уходит много времени. Но зато их решения чаще удачные,
ведь они строились на сборе большого количества фактов и рассмотрении всех возможных вариантов.

Причина:
Ваш мозг всегда стремится к тщательной и глубокой обработке информации, а на это нужно гораздо больше времени.

Проявление в бизнес-среде:
Такие люди работают по принципу "семь раз отмерь, один раз отрежь". Работа, в которой нужно быстро принимать решения, вызывает сильнейший
стресс.

3. Склонность к постоянному анализу своих поступков и происходящих вокруг событий

Детали:
Люди-орхидеи склонны к длительным раздумьям и самокопанию. Окружающие это могут воспринимать как витание в облаках и подсчет ворон;).
Постоянный внутренний диалог может приводить к рассеянности и некоторой нескладности в действиях. Но именно благодаря этой внутренней работе
люди-орхидеи чаще наделены житейской мудростью, они чаще разумны и осмотрительны в своих поступках, чаще становятся по-настоящему зрелыми людьми.

Причина:
Все та же склонность постоянно обрабатывать поступающую информацию.

Проявление в бизнес-среде:

При обсуждении какой-то новой информации, сверхчувствительный сотрудник может выглядеть плохо улавливающим происходящее. Но благодаря своей склонности к анализу, впоследствие он приходит даже к более глубокому пониманию деталей и нюансов, чем другие.

Сама за собой замечала следующее: когда узнаю что-то новое в большом количестве, в голове сумбур и хаос. Но я уже знаю, что мозг полусознательно обрабатывает то, что узнал. А на следующий день или неделю (в зависимости от сложности задачи или информации) приходит ТАКАЯ ясность и понимание, которая мне поначалу и не снилась! Выражение "Утро вечера мудреннее" точно про людей-орхидей!

4. Повышенная внимательность к малозаметным деталям и тенденциям

Детали:
От высокочувствительной натуры вы скорее услышите фразу "Что-то здесь не так..." Именно люди-орхидеи первыми обратят внимание на малоуловимые изменения в привычном ходе вещей. Будет ли это ложная тревога или началом надвигающейся катастрофы, уже вопрос времени. Но в любом случае, будет разумно со стороны других людей к ним прислушиваться. Возможно, при приближении цунами в Тайланде люди-орхидеи первыми обратили внимание на убегающих от берега животных и уж тем более не бросились собирать ракушки на обнажившемся берегу перед приходом большой волны...

Причина:

Высокая восприимчивость к незначительным раздражителям сочетается с повышенной внимательностью к деталям. Нервная система людей-орхидей, образно выражаясь, носит очки с увеличительными стеклами: они помогают лучше рассмотреть детали, но и попадающий свет за счёт линз сильнее обжигает. Природой нам даны такие линзы, чтобы мы заблаговременно разглядели приближающуюся опасность и предупредили наших соплеменников. О пользе людей-орхидей для остального сообщества посвящен отдельный пост на моем сайте.

Проявление в бизнес-среде:
Вы тот, кто умеет предупредить босса или ваших коллег о проблеме раньше, чем она усугубиться. Вы тот, кто первый заметит еле уловимые
изменения на рынке и предупредит об этом остальных. Возможно, у вас репутация того, кто все время преувеличивает опасность. Но скорее в вас
ценят эту прозорливость.

Большинство характерных черт людей-орхидей я постаралась показать как преимущества и сильные стороны. Поверьте, я не боялась переборщить, так как такие люди редко склонны к завышенной самооценке, и такие дифирамбы в их адрес не приведут к самовлюбленности.

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Включайся в дискуссию
Читайте также
Женская жилетка спицами Вязание спицами нитка травка безрукавки
Правила вязания секционной пряжей
Пуловер спицами для девочек широкими косами Описание вязания пуловера для мальчика спицами