Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как привить ребенку желание учиться? Развитие интереса к учебе: как вызвать и привить интерес к обучению у ребенка Поиск интересных тем.

Как пробудить у детей интерес к учебе, избавиться от вредных привычек и про развитие речи у детей – на ваши вопросы отвечает психолог-дефектолог детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II Юлия Борисовна Жихарева

Обучение и интерес к учебе

1. Ребёнку 8 лет. Нет желания учиться. Как это преодолеть?

Как правило, у ребёнка нет желания учиться, если ему трудно и тяжело. Прежде всего, надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, нужно обратится к логопеду для тестирования на дисграфию. С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более лёгкое занятие, для повышения интереса к учебным делам полезно подумать и придумать забавный и приятный антураж учёбы (интересные, красивые ручки-ластики, шикарные кроссовки/туфли в школу и т.п.). Последите за своими реакциями в отношении к урокам – не: "Ну, что там тебе задали?", а "Что интересное там нас ждёт?"

2. Как привить ребенку (13 лет) любовь к чтению. Абсолютно не интересуют книги. Только компьютер. Как заинтересовать?

Эффективно заинтересовывать своим примером. Если ребёнок видит, с каким удовольствием и интересом Вы читаете, ему тоже может захотеться. Можно подумать и о другом: в 13 лет не поздновато ли приучать к чтению? У него начинается возраст самоопределения, когда идёт активное сопротивление к любому приучению. "Новое поколение выбирает..."

3. Нужно ли заставлять ребенка ходить на секции и кружки, если он сначала "загорится", походит немного и больше не хочет?

Это зависит от возраста ребёнка. До 10-12 лет такое поведение "перебора" вариантов, думаю, допустимо. Но стоит на 1 учебный год ориентировать ребёнка на 1 постоянную секцию/студию.

4. Ребёнок неусидчив, излишне эмоционален, инфантилен, учёба страдает. Есть ли смысл в домашнем обучении или коррекции?

Если Вы имеете в виде перевод ребёнка на надомное обучение, то для такого перевода нужна очень серьёзная причина - полная невозможность получать и усваивать знания в классе. Когда такая невозможность неполная, то говорят о частичном переводе на надомное обучение, чтобы не ограждать ребёнка полностью от детского общества (ребёнок часть уроков посещает в школе в некоторые дни, часть уроков проходит дома). Коррекция каких-либо психических трудностей нужна в любом случае.

5. Дочери 9 лет. Память хорошая, но усидчивости нет - из-за этого проблемы в школе. Что делать?

Если усидчивость недостаточна дома при выполнении уроков, то помогут некоторые правила:

Начинать делать уроки после периода отдыха от школы,

Начинать выполнять с лёгкого, потом сложное, потом снова полегче,

Делать кратковременные перерывы через 15-20 мин.,

Помогать выполнять сложные уроки,

Поддерживать положительную эмоциональную атмосферу во время уроков: обязательно хвалить (не за результат даже, а за старание, внимательность и усидчивость).

Если проблемы с усидчивостью в школе, то здесь Вы можете только попытаться поговорить с учителем, чтобы выработался индивидуальный подход и помощь Вашей дочке.

6. Ребенку 6,5 лет, ходит в 1-ый класс, но не хочет учиться. Может, он не созрел еще для школы?

Действительно, готовность к школе включает в себя и мотивационную готовность, т.е. желание учиться, знание, для чего это надо. Ребёнок должен "своё отыграть", потому что в играх развивается много полезного: внимание и усидчивость, умение взаимодействовать с другими, все психические свойства. Я не поддерживаю стремление родителей отдать ребёнка в 1 класс в 6 лет. Это рано, и, правда, "не созрел". Но в детсад возвращаться не будем, поэтому развиваемся дальше: превратите уроки в интересное занятие и игру, заинтересуйте ребёнка, продолжайте играть с ним в свободное время в игры (особенно хороши игры по правилам: лото, домино, шашки, даже "казаки-разбойники"!).

7. Что нужно сделать, чтобы ребёнок захотел учиться? Нам 10 лет - 4 класс, не хотел идти в школу с 1 класса, а теперь и подавно не хочет. Я объясняю каждое утро, что это важно для каждого человека. Сын говорит, что ему там неинтересно, скучно и вообще ему это не надо. Что надо, сам не знает. Ходит в музыкальную школу уже 2 год сейчас хочет бросить, я уговариваю каждый день, что это нужно, тебе потом пригодится. Вообще никогда не доводит дело до конца, бросает, когда появляются трудности.

У Вашего сына не сформирована учебная мотивация. Ваши уговоры её не формируют. Могу предположить, что Вы - человек очень активный, и тогда эта активность может гасить собственную активность ребёнка.

В конце учебного года трудно, но в следующем году постарайтесь найти для сына ИНТЕРЕСНУЮ ДЛЯ НЕГО секцию или студию, потому что любое интересное занятие будет стимулировать интерес к другому, к школе.

Поговорите о профессиях, в которых не нужно образование, посмотрите на людей, как они работают и выглядят. Познакомьте со своей работой. Относитесь к новым заданиям и урокам, как к чему-то новому и интересному. Постарайтесь превратить выполнение уроков и посещение школы в более интересное и приятное занятие: купите эффектные аксессуары, подсластите конфетами, хвалите и радуйтесь любым достижениям и особенно старанию (не страшно, если Вы чуть-чуть преувеличите). Усидчивость и произвольность поведения развивайте в играх по правилам (шашки, лото и т.п.).

Развитие речи

1. Моей дочке 3 годика, она очень плохо разговаривает. Стоит ли начинать водить уже ее к логопеду?

Да! Надо, прежде всего, придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий.

2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит: "я сделал, я погулял", короче путает женский и мужской род.

У Вашей дочери не сформировалось согласование слов в роде и падеже. Возможно, это один из симптомов другой целостной картины. Проконсультируйтесь с логопедом. Наверняка потребуются логопедические занятия. Дома Вы каждый раз, как слышите неправильное согласование слов, тут же давайте правильный вариант. Дети часто автоматически повторяют правильно, если нет - стоит намекнуть, что очень хочется услышать.

3. Моей дочери пять лет. Она выговаривает звук "р" только вначале слова. Это нормально? Если нет, что делать?

Думаю, что дочка начала овладевать произношением звук Р (в 5 лет это нормально) - это легче делать в начале слов. Помогите ей продвигаться дальше и начните по слогам проговаривать слова, где звук Р в конце слова, в середине. Помочь Вам могут специальные логопедические тетради на звук Р, занимайтесь с дочкой по ним.

4. Девочке 7 месяцев, не хочет произносить слоги. Как ей помочь?

Понаблюдайте за собой и за своим поведением: если девочка подолгу остаётся одна в кроватке или манеже, если Вы неразговорчивы и мало говорите, то такое вполне может быть и без патологии речи, при возможностях нормального развития. Тогда: носите за собой постоянно ребёнка, чтобы он находился в Вашем обществе и постоянно с ним "разговаривайте", проговаривая вслух всё, что вы делаете, называя все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка. Пойте песенки, рассказывайте и делайте "потешки", типа "Ладушки" и "Коза", добиваясь от ребёнка ответной эмоциональной реакции (она должна смотреть и улыбаться в ответ, сама доделывать какие-то движения). Если ответной реакции нет, идите на консультацию к детскому невропатологу.

5. Моей дочери в июне будет – 5 лет. Не выговаривает р, ш, иногда з. Уже пора заниматься логопедом?

Обычно, занятия по коррекции звукопроизношения начинаются с 5 лет, и к 7 годам работа должна закончиться. Строго говоря, у Вас ещё есть время. Считаю, начинать заниматься с начала учебного года вполне можно.

6. Сыну 11 лет. Как научить его грамотно писать?

Если ошибки очень несуразные "от невнимания", то обязательно тестирование логопеда. Это может быть дисграфия и должна проводиться длительная и грамотная коррекция. Если это незнание правил, поможет учитель русского языка.

7. Моему сыну 2 года, он произносит только «мама», «папа» и еще несколько слов. Нормально ли это?

Около 2 лет я, как логопед, ожидаю услышать появление начал фразовой речи (хотя бы простейшие: "Мама, пипи. Дай пить", и наличие хотя бы нескольких слов 2-сложной слоговой структуры (2 разных слога: слова по типу тётя, аба- яблоко, упа- упал). Если этого нет, то по качеству общения при обследовании логопеда, можно поставить диагноз задержка речевого развития или задержка темпов речевого развития.

Вредные привычки

1. Я уже год, как заметила, что сын (7лет) занимается онанизмом. Я его и ругала и пугала. А теперь и в садике заметила воспитатель, сказала мне, так стыдно было! А что делать-то? К кому обращаться? Подскажите, пожалуйста!

Вы правильно первоначально обратились к психологу. Онанизм относится к патологически привычным действиям. Ругать и пугать, действительно, бесполезно. Можно только попробовать проработать этот вопрос - к нему должен быть комплексный подход: лечение психиатра и помощь психолога.

С точки зрения психологии прекратить это явление репрессивными методами нельзя, можно стараться заменить этот негативный стереотип на другой, положительный:

Т.к. ребёнок уже знает, что делать это плохо, надо с ним договориться, что Вы поможете ему избавиться от этой привычки, а он Вам в этом поможет.

Усилить контроль и постараться не дать времени и возможности это делать,

Научить сына класть руки и занимать руки так, как "надо": сложить в "замочек" при просмотре телевизора, положить под щёчку, под подушку или на одеяло при засыпании, занять руки игрушками, безопасной едой (полезно погрызть фруктыовощи).

Напоминать сыну не о том, чего не надо делать, а о том, что надо: складывать, держать и т.д.

Повысить эмоциональный контакт с сыном, почаще высказывать ему похвалу и одобрение.

2. Что делать если ребенок рвет у себя волосы? В чем причины?

Важен возраст ребёнка, насколько он может или не может контролировать себя, какие при этом эмоции наблюдаются. Причинами может быть: проявление навязчивых действий, самонаказание при психологическом или эмоциональном неблагополучии. Понять это поможет психолог или психиатр. Если это навязчивые действия, то требуется лечение психиатра и консультирование психолога на тему "избавление от патологически привычных действий ребёнка". Если это самонаказание, то должен поработать психолог и не с одним ребёнком, а и с родителями по улучшению психологической обстановки в семье.

3. Моему сыну 4,5 года спит только со мной или с папой. Как отучить?

Так поступают возбудимые или чувствительные дети. В этом возрасте ребёнок может спать один, но тогда придётся какое-то время сидеть при его засыпании, чтобы Ваше присутствие помогло ему успокоиться и расслабиться. При этом у него должно быть приятное и комфортное для него место для сна. Желательно, чтобы сын помогал Вам в его обустройстве, чтобы он САМ сделал себе "взрослое" место для сна, которое бы ему нравилось.

Если категорически не получается сейчас приучить ребенка спать одному, значит, он пока психологически не готов к этому, не набрал той уверенности в себе и в окружающих, которая требуется ребёнку для самостоятельного сна. Тогда попробуйте подождать и через 2-3 месяца снова попробовать приучить его к самостоятельному сну.

4. Как отучить ребёнка грызть ногти (16 лет), начала недавно.

Если привычка появилась недавно, то, наверняка, сейчас наблюдается пока ещё острый момент, и причина возникновения этой навязчивости ещё сильна. Поэтому рекомендую обратиться к психиатру. Подумать, что спровоцировало возникновение навязчивости, и постараться устранить причины. С девочкой надо договориться о том, что вы ВМЕСТЕ будете работать и искоренять плохую привычку, обязательно нужно её желание и согласие. Потом обсудите с дочкой, как предотвратить или заменить откусывание ногтей: погрызть что-нибудь вкусное и полезное (фрукты, овощи, семечки и т.п.), при необходимости напоминайте ей о том, что НАДО делать, не говоря и не упрекая в том, что НЕ НАДО.

Ничего нового особо в мире не придумали. Особенно это касается взаимоотношений с детьми. Родители в основном повторяют такую же модель поведения, которая была присуща их родителям. И горе тем детям, папа или мама которых в свое время какой-то этап не прожили нормально, мимо них прошли какие-то присущие возрасту проблемы, потому что бессознательно и их дети могут пострадать.

Многие родители тревожатся по поводу того, что дети неохотно учатся. Но сами не замечают, что помогая в учебе, многое выполняют за них.

Делая за него задачи по математике, раскрашивая контурные карты, собирая портфель, заботливые родители оправдывают свои поступки тем, что хотят, чтобы ребенок успешно учился и у него была успешная карьера. В какой-то мере они правы. Чем больше труда дети будут вкладывать в процесс учебы, тем больше у них шансов поступить в высшее учебное заведение и в дальнейшем сделать отличную карьеру. Но не стоит забывать и еще об одной стороне медали: в годы учебы приобретается множество навыков, умений, которые пригодятся в любой сфере жизни и сохранятся на всю жизнь.

Если дома кажется так все легко - решил папа задачу, мама написала сочинение, то в школе все совершенно иначе. Потому что ребенок, находясь в классе, не знает, как справиться со многими решениями, он испытывает страх, и стресс становится его вечным спутником в школе. Постепенно он начинает ненавидеть учебу, а родители - виновники этого состояния, начнут его же и наказывать. Вот и получается, что можно от большой любви на всю жизнь отбить охоту учиться.

Естественно, когда будут сданы последние экзамены и за подростком в последний раз закроются двери школы, он постарается больше никогда не возвращаться к такому сложному и проблемному вопросу, как учеба. Вот почему, когда родители , решая очередную задачу, лучше этого не делать. Гораздо эффективнее всей семьей постараться вникнуть в науку математику, чтобы ребенок смог ее понять, а не бездумно переписать очередной ответ.

Никогда нельзя критиковать собственного ребенка, если что-то у него не получается. В таких случаях хорошо бы припомнить свое детство, когда многое было непонятно, и такие же задачки из учебника казались совсем неразрешимыми. И если родители не объясняли, а ругали и высмеивали - не надо повторять эти же методы на своих детях.

Все же школьная программа рассчитана на всех школьников, поэтому справиться с ней по плечу любому, следует только некоторым родителям умерить свои амбиции, не требуя от ребенка добиваться каких-то непомерных результатов, которых в свое время ждали родители теперь уже выросших и тоже ставших родителями детей.

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали авторы-волонтеры.

Прививание детям привычки хорошо учиться с самого раннего возраста является одной из самых важных задач, которую могут взять на себя родители. Демонстрируя своим детям то, как важно ценить образование и старательно работать, вы помогаете развитию у них любви к учебе и ставите их на правильный путь для достижения счастья и успеха в будущей карьере. Навыки и ценности, которые ваши дети возьмут от вас позволят им стать независимыми, целеустремленными и успешными людьми.

Шаги

    Начинайте знакомить своих детей с "образовательной" деятельностью в 2-х летнем возрасте. Эта деятельность подразумевает чтение книг, рисование/живопись, изучение основ арифметики, основные грамматические упражнения, изучение иностранного языка, знакомство с инструментами труда и изучение новой лексики посредством рисования.

    Когда ваши дети начнут получать домашние задания - скорее всего это произойдет уже в детском саду - научите их выделять для этого время сразу по прибытии домой для того, чтобы они всегда вовремя справлялись. Скажите им, что час сразу после прибытия домой со школы должен быть посвящен домашней работе, но они могут начать играть раньше в том случае, если раньше справятся со своим заданием.

    • Вместо того, чтобы заставлять своих детей заниматься сразу же после прихода со школы, можно дать им некоторое количество свободного времени, а затем запланировать час рабочего времени для выполнения заданий. Это заставит их быстрее вернуться домой и раньше выполнить домашнее задание, перед тем как они начнут резвиться.
    • Планирование регулярного "рабочего распорядка" на каждый день недели в раннем возрасте является весьма важным элементом воспитания, потому что позволяет создавать впечатление о домашних заданиях как об относительно легкой и приятной деятельности. Маленькие дети обычно послушны и они с удовольствием последуют вашей рекомендации и выполнят свое домашнее задание сразу после школы. Если вы будете продолжать внедрять это в их жизнь по мере их взросления, то у них появиться желание планировать это время для своих дел в будущем.
    • По выходным также необходимо выделять час (например, с 3-х до 4-х часов дня) на то, чтобы выполнять задания, независимо от того назначены ли они в школе или подготовлены вами. Это подходящее время для того, чтобы продолжить заниматься упомянутой на 1-ом шаге деятельностью.
  1. Когда ваши дети начнут становиться более самостоятельными, сокращайте свое участие в их работе. Конец начальной школы или начало средней школы (5-й - 7-й классы) - самое подходящее время для того, чтобы сделать это. При этом следует ориентироваться на степень самостоятельности вашего ребенка.

    • Начните с напоминания о необходимости приступать к выполнению своей домашней работы сразу же после школы, но не контролируйте каждый шаг этого процесса, а позвольте им самим выбирать что и как делать. Вам не обязательно вникать во все их домашних заданиях, прежде чем они сами это сделают. Тем не менее, вы можете продолжать проверять их задания для того, чтобы убедиться, что ваши дети выполняют все в установленный срок.
    • В средней школе, ваши дети начнут получать домашние задания по нескольким предметам с различными сроками выполнения. Препятствуйте тому, чтобы они приступали к выполнению задания в последний вечер перед окончанием установленного срока. Вместо этого, следите за тем, что бы они выполняли работу понемногу, но каждый день. Таким образом, они будут вынуждены приступить к выполнению задания заранее.
  2. Когда ваши дети перейдут в 8-й класс или среднюю школу, сократите количество напоминаний о времени для выполнения работы, и пронаблюдайте за тем, как ваши дети отреагируют на это. Они по-прежнему справляются с выполнением своей домашней работы после школы без вашего напоминания? Если да, то примите поздравления: вы успешно привили им привычку учиться! Если нет, то накажите их за безответственность и продолжайте контролировать выполнение работы по мере необходимости.

    • Объясните своим детям, что если они продемонстрируют личную заинтересованность в выполнении своей работы, то смогут заслужить ваше доверие для того, чтобы управлять своим рабочим временем самостоятельно. Вы должны вознаградить их тем, что откажитесь от контроля.
  3. По мере того, как ваши дети начнут изучать все более и более трудный материал, научите их эффективно применять стратегии обучения для того, чтобы справляться с новой нагрузкой. Есть следующие варианты:

  4. Даже тогда, когда ваши дети будут учиться в старших классах и будут самостоятельно управлять своим рабочим временем, расспрашивайте их о предстоящих проектах/тестах и узнавайте о планах по их подготовке. Даже если вы не расспросите своих детей обо всех подробностях, ваш вопрос все равно напомнит им о том, что они должны начать готовиться заранее, разработать план и выполнить его во время. Вы должны продолжать демонстрировать им, что вас интересуют их успехи в учебе и что вы вознаградите их за привычку хорошо учиться.

    • Не позволяйте своим детям безнаказанно нарушать рабочий распорядок. Строгое соблюдение рабочего распорядка - это единственный способ привить привычку к учебе в качестве постоянной обязанности.
    • Подготавливая к учебе своих детей чередуйте занятия как можно чаще. Например, по понедельникам и средам можно заниматься математикой, по вторникам и четвергам можно читать, а по пятницам можно рисовать. Таким образом ваши дети будет менее подвержены опасности заскучать на этих занятиях.
    • Хорошее поведение должно вознаграждаться вкусными угощениями и возможностью поиграть с друзьями, это особенно важно тогда, когда ваши дети будут становиться более самостоятельными. Это будет стимулировать их хорошо выполнять работу в будущем.
    • Позвольте своим детям обсудить рабочий распорядок с вами. Если у них есть разумное оправдание для отсрочки, то выслушайте их. Будьте готовы, к разумным компромиссам для того, чтобы поощрить самостоятельное мышление у ваших детей.
    • Сами демонстрируйте практический пример выполнения того, что вы от них требуете. Пусть ваши дети видят чем вы занимаетесь, как идете в ногу со временем, читаете книги, заранее готовите презентаций для работы, меняете внешний вид, действуете в разных ситуациях по-разному и т.д. Это даст им отличный пример для проявления собственной инициативы.

    Предупреждения

    • Не расстраивайтесь, если ваши дети отказываются от сотрудничества или протестуют против выполнения работы сразу после школы. Настаивайте на том, в вашем доме должен быть именно такой распорядок. Будьте терпеливы, предлагайте помощь в решении любых вопросов, которые у них могут возникнуть, и объясните им, что их тяжелый труд окупится в будущем.
    • Если ваш ребенок не одарен от природы и/или ему не нравится какой-то предмет (например, математика) то помогайте ему в работе, стимулируйте эти занятия. Начинайте с решения простых задач, о которых вы заранее знаете, что дети способны успешно с ними справиться самостоятельно. Это придаст им уверенности при решении более трудных задач. Хорошо было бы объединить занятия по такой теме с занятиями другой теме, от которой дети получают удовольствие, в один и тот же день.
    • Помните, что некоторые дети могут учиться совершенно по-другому, не так как это делают их одноклассники, братья иди сестры. Есть солидные компании, такие как Sylvan , Kumon и Appleton , у которых есть специальные филиалы по всей территории США. В этих местах можно получить дополнительную поддержку и структурированные, персонализированные уроки для детей, которым с трудом удается привыкнуть к учебе. Иногда дети могут хорошо реагировать и на родительские наставления, и на наставления других взрослых людей.

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест - опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) - 1 балл; отрицательное отношение к школе - 0 баллов.

25 - 30 баллов - высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 - 14 баллов - низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят - игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу , не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку , он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника , например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки "двоечник несчастный", трудностей в письме "пишешь, как курица лапой", медленного чтения "уснешь, пока ты прочитаешь"), некорректные замечания в присутствии других ребят ("вот другие ребята - молодцы, а ты..."). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний , если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье , разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад , не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка - это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka - я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника - первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Средство для купания
Пенсия в Китае: пенсионеры могут погубить экономику
Зеленый цвет с каким цветом сочетается в одежде