Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как привить ребенку 7 лет трудолюбие. Как воспитать трудолюбие у ребенка

В возрасте 3-4 года малыш с большим удовольствием помогает в домашних делах. Для него домашний труд – это тоже познание мира. У него вызывает и вода, льющаяся из крана, и выскальзывающая из рук тарелка, и звон посуды. Вот этот интерес и нужно использовать, чаще предлагать ему сделать что-нибудь. Нужно поддерживать проявление любой детской инициативы. Хочешь — делай. Это и есть воспитание трудолюбия у ребенка.

А если вы по каким-то причинам запрещаете ребенку что-то делать, то потом приучить его к этой деятельности будет довольно сложно – интерес, возможно, угаснет.

Конечно, малышей сначала нужно приучать к выполнению простых поручений. К двум годам он будет пробовать одеваться. Может быть, пройдет целый год, пока он научится надевать самую простую одежду. А еще через некоторое время, научится справляться с пуговицами и шнурками. Пяти-шести летние детки могут помочь с уборкой, выполнить некоторую работу на огороде, помочь с приготовлением обеда, накрыть на стол, помыть посуду. Не забывайте мотивировать дитя, хвалить и благодарить. Если вы вообще не будете ни в чем ему помогать, то неудачный опыт может отбить желание пробовать снова.

Воспитание трудолюбия. Будьте терпеливы

Было ли у вас так, что постоянно приходится уговаривать, заставлять, ругать бесконечно копающегося ребенка? Сначала, его ну никак невозможно поднять с постели утром, потом заставить умыться, переодеться, позавтракать. Но ребенок ведь не родился копушей. Таким его сделали постоянные поторапливания: «Быстрей одевайся!», «Быстрей доедай !», «Сколько раз повторять, убирай игрушки!». Родители очень быстро приобретают привычку все время подгонять своих детей, а это в них порождает не трудолюбие, а упрямство. Наверное, если вы не можете заставить ребенка делать свои дела вовремя, то «пилите» его и ругаете на протяжении дня, потому что думаете, что только таким образом можете добиться от него выполнения ваших требований. Но получается замкнутый круг: вы пилите – он упрямится. Выход из него прост: поменьше «доставайте» его, постарайтесь больше доверять малышу или устанавливайте временные рамки выполнения задания, но в доброй форме. Разумное требует терпения!

Воспитание трудолюбия и возможности ребенка

При этом нужно учитывать физические , не перегружать малыша. А такое встречается довольно часто. У шести – семилетнего ребенка есть уже физическая сила, он многое способен сделать. И наше воспитание трудолюбия сводится к тому, что мы поручаем ему долго нянчить младших детей, разрешаем ему поднимать тяжести. Но все чрезмерное не является здоровым. Мышцы ребенка еще не очень выносливы, позвоночник до конца не сформирован, физические перегрузки могут вызвать общее истощение, привести к заболеваниям позвоночника. Многие требования малышу выполнить еще довольно трудно. Но очень важно, чтобы он получал удовольствие от работы, хотел что-то делать и получал удовлетворение от полученных результатов. Исследования психологов и наблюдения педагогов показывают, что в раннем возрасте поступки, в основном, совершаются под влиянием сиюминутных желаний, эмоций, и самый верный способ побудить дитя действовать в нужном направлении – это сделать для него привлекательным то, что ему предстоит сделать, вызвать у него положительные эмоции.

Воспитание трудолюбия. Как действовать?

Как же добиться этого? Мотивируешь, объясняешь, растолковываешь – ну никак не получается. В дошкольном возрасте для малыша труд – это подражание взрослым. Превратите его работу в своеобразную игру с элементами фантазии. Подскажите, как лучше убрать игрушки, мишку уложить спать. И вы будете приятно удивлены, как он будет увлечен такой игрой-уборкой. Подайте некоторые идеи, но не увлекайтесь, пусть малыш будет хозяином положения, что удовлетворит его самолюбие. Ребенок должен видеть перед собой определенную цель, должен знать, что его работа кому-то нужна, чем-то полезна.

Малыш, например, будет очень доволен, если ему дадут тазик с теплой водой и мыло для маленькой стирки кукольных одежек. Главное, выстирать одежду хорошо и убедиться, что она стала чистой. Если вдруг у него не получилось, то отнеситесь к его попытке с уважением и пониманием, утешьте, он же старался. Скажите малышу: «Я уверена, завтра ты постараешься еще больше, и у тебя все получится намного лучше!»

Серьезное отношение к труду ребенка и воспитание трудолюбия

не должен быть игрушечным. То есть труд должен требовать определенных усилий, тогда его выполнение принесет удовлетворение ребенку. Разве, вы будете выполнять какую-то бесполезную работу? Даже двухлетние признают только полезный, целесообразный труд.

Самой распространенной ошибкой является воспитание трудолюбия у ребенка «от случая к случаю». Но для детей возраста пяти – семи лет выполнение определенных простых обязанностей – просто необходимость. Например, помыть посуду, подмести пол, полить цветы, застелить свою постель. Наличие обязанностей, которые ребенок должен выполнять, помогает развить у него , добросовестность, дисциплинируют, приучают тщательно выполнять и необходимую работу, не только приятную. А это немаловажно.

Некоторые находят оправдание в том, что у них не хватает времени для трудового воспитания ребенка. У нас нет времени ждать, пока малыш сам оденется или помоет посуду. Ведь мы же можем сделать все это быстрее, и результат будет намного лучше. Конечно, все верно, но так мы просто упускаем то золотое время, когда наш ребенок стремится сам сделать что-то, подражая нам. Двухлетнему малышу интересно самому справиться с надеванием колготок и майки, и он пыхтит, пытается сделать это, проявляя усердие и упорство. Вы очень спешите и хотите поскорее отвести его в детский сад, поэтому помогаете ему, чтобы все происходило быстрее. Но совсем не трудно разбудить ребенка на 20 минут раньше и дать ему время обслужить себя самому хотя бы частично.

К трем – четырем годам стремление к самообслуживанию угасает, если его не поддерживать. Дитя будет охотно и послушно протягивать руки и , одевающему его взрослому и будет очень возмущен, если вы попросите его сделать что-то самостоятельно: почему это вы стали от него требовать что-то? Возможна не одна истерика. А в возрасте семи-девяти лет он начнет уклоняться от выполнения ваших поручений.

Таким образом, воспитание трудолюбия необходимо с самого маленького возраста. Но:

— порученное малышу дело должно быть для него посильным;

— выполнение вашего задания должно давать ощутимый положительный результат;

— дела, которые вы поручаете ребенку, должны быть безопасными для него.

Самая сложная задача – сформировать у малыша желание трудиться. Так что, если ребенок хочет вам помочь, то пользуйтесь моментом. А то, что он не очень скор в выполнении работы, не страшно. Он научится и будет все делать быстро и качественно! А воспитание трудолюбия не очень простая задача, но это процесс необходимый и Вам и малышу! Зачем , мы уже обсуждали в одной из предыдущих статьей.

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на обновления нашего ! Заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

Наши руки не для скуки

Мне, наверное, никогда не понять родителей, сетующих на то, что ребенок ничего не хочет делать по дому. Честное слово, в детстве я очень редко подметала пол, а посуду мыла только по праздникам. Встав из-за праздничного стола, папина сестра обычно брала полотенце и заговорщически слегка кивала в сторону кухни. На кухне обязанности распределялись таким образом: тетя Рая брала на себя функции ОТК, проверяя, хорошо ли смыт жир с тарелок, и заодно насухо вытирала чашки-блюдца. Я мыла посуду и прислушивалась к тому, что творится в комнате. Минут через десять-пятнадцать, видя, что на кухне меня уже не удержать, тетя объявляла перерыв. После которого мы менялись местами.

Каюсь: самостоятельно готовить я начала, только отделившись от родителей, когда мне уже, мягко говоря, было далеко за 20 и даже 25. До этого момента я лишь изредка выполняла на кухне роль "подай-принеси", почисть картошку и нарежь салат. Вот салаты делать я обожала! И до сих пор делаю это с огромным удовольствием.

Ни меня, ни брата родители не заставляли ни пылесосить, ни пол подметать, ни мусор выносить на помойку (мы жили в доме без мусоропровода), ни стирать. И тем не менее я все это стала с удовольствием делать, когда зажила отдельно от родителей. Просто потому, что рядом уже не было мамы. Взрослый человек, я прекрасно понимала: кроме меня, домашние дела никто не сделает. И лучше не копить кучу малу, а решать домашние проблемы по мере их возникновения. Так больше времени останется на более увлекательные занятия. Этим правилом руководствуюсь до сих пор. Как бы ни устала, но через день обязательно мою полы и вытираю пыль (иначе скопившаяся пыль может спровоцировать у мужа аллергию). И еду готовлю, хотя, честно говоря, отношусь к этому как к суровой необходимости и особыми кулинарными талантами не отличаюсь. Но если муж и сын мою стряпню едят, значит не так уж все плохо.

Так что когда друзья жалуются на нерадивых детей, всегда отвечаю: "Заживет своей семьей, отделится от родителей — всему научится".

И все-таки навыки самообслуживания прививать чаду надо. С какого возраста начинать? Давайте послушаем, что говорят психологи.

Сделайте ему интересно

Вообще-то воспитывать малыша надо уже тогда, когда он еще, образно выражаясь, поперек лавки лежит. Когда грудничок впервые тянет ручонки к погремушке, одна мама заботливо вложит погремушку в ручку, а другая будет наблюдать, как малявка пыхтит изо всех сил, пищит, но пытается дотянуться до желанной цели. Права вторая мама. Она воспитывает в чаде самостоятельность и стремление добиваться поставленной цели, надеясь только на свои силы. Что равносильно трудолюбию.

Родители ведь должны научить детей не тому, как готовить обед и стирать белье (хотя и это, безусловно, важно), а самостоятельности, умению преодолевать трудности, сформировать активную позицию ребенка по отношению к окружающему его миру. Впрочем, это все научные изыски, надо просто знать: прививая дитятке навыки самообслуживания и поощряя его (ее) усердие, когда он (она) помогает нам по дому, мы облегчаем детям жизнь в будущем и закладываем основу их будущего жизненного успеха. Вот так-то — ни больше, ни меньше.

Поэтому постарайтесь не ограничивать инициативу малыша . Если стараться предугадать все действия родной кровинушки, то ничего хорошего из этого не выйдет: у ребенка угаснет самая главная сила, которая направляет его, интерес. Пусть карапуз самостоятельно соберет пирамидку, дотянется до погремушки, перелистает страницу книжки. А заодно и научится трудиться.

Карапузам, которым уже исполнилось год-полтора, надо терпеливо прививать навыки самообслуживания. Пора приучать малыша умываться, пользоваться полотенцем, складывать игрушки, застегивать пуговицы. Конечно, придется ему помогать, пока не выработается привычка проделывать все это самостоятельно.

Помните: ребенок учится каким-то действиям, когда начинает подражать старшим. Поэтому, если ваше чадо рвется помочь папе или маме пропылесосить ковер, не отталкивайте его, не глушите инициативу. Наоборот, всячески привлекайте ребенка и к уборке дома, и к приготовлению еды.

Года в три карапуз начинает твердить: "Я сам!" Отлично! Задача родителей — незаметно помогать и как можно чаще хвалить малыша, даже за самые малюсенькие победы. А чтобы легче было это делать, надо придумать потомству постоянные домашние обязанности. Например, убирать посуду со стола, поливать цветы, вытирать пыль, застилать постель и т.д. Главное — чтобы поручение было постоянным, по силам малышу и чтобы никто, кроме него, не мог это выполнить. Одним словом, поручив что-то ребенку, дождитесь, пока он все сделает, и не стремитесь выполнить работу за него.

Вам некогда ждать, проще одеть карапуза самому и быстренько отвести его в детский сад? Так разбудите его на полчаса пораньше, уложив вечером пораньше в постель. Иначе вы просто-напросто убьете стремление к самообслуживанию. Но не забывайте помогать маленькому человеку. Например, стяните носок наполовину, чтобы ребенку было легче его снять, или помогите просунуть голову в свитер, а ручки уже пусть просовывает сам.

Никогда не подгоняйте ребенка! Чем больше вы его поторапливаете, тем медленнее он будет все делать. Хотя бы из-за свойственного всем детям упрямства. Будьте терпеливы — рано или поздно у малыша все начнет получаться, движения станут быстрыми и уверенными.

Если у ребенка что-то не получается, сделайте это вместе. Покажите, как надо, проговорите медленно каждое свое движение, объясните, где ошибка и как ее исправить. И обязательно найдите, за что похвалить чадо. Дайте малышу почувствовать, что его старания не напрасны, что он приносит пользу не только себе, но и окружающим. Скажем, "Я сегодня так устала, а ты мне помог, убрал со стола. Молодец!"

Будьте готовы к тому, что ребенку все надо постоянно напоминать. Но делать это нужно вежливо и таким тоном, как если бы вы говорили со взрослым человеком.

Учить детей надо играючи . Это относится и к домашним делам. Если ребенка заинтересовать, он горы свернет. Придумайте занимательную игру. Скажем, машинку надо поставить не на полку, а загнать в гараж, куклу уложить спать, а нож ну очень скучает по работе. Так давай позволим ему нарезать салат. А так как самостоятельно нож с этим не справится, мы должны ему помочь. Можно устроить и соревнование: "Давай посмотрим, кто быстрее — ты комнату подметешь, или я посуду помою".

Ребенок только тогда получит удовлетворение от работы, когда его труд потребует от него определенных усилий. Нет ничего хуже "игрушечного" труда, который ему ничего не стоит. Но нельзя делать помощь по дому средством для достижения другой цели ("Пока не уберешь комнату, не пойдешь гулять"). Иначе дети будут воспринимать труд как нечто вынужденное, помощь по дому потеряет свою привлекательность, перестанет увлекать и приносить радость.

Бывает, что в стремлении привить трудовые навыки подрастающему поколению господа взрослые забывают, что имеют дело с детьми. У детской исполнительности есть законный предел. Если ребёнок хотя бы в течение пяти минут исполняет чью-то просьбу, его уже можно считать послушным и трудолюбивым.

Основные правила

— Не подавляйте инициативу малышу — научиться чему-либо можно только путем проб и ошибок, то есть только на практике.
— Прежде чем что-то поручить ребенку, покажите, как это сделать. Объясните алгоритм действий и посмотрите, как справляется с заданием ребенок. Если что-то не получилось, найдите, за что ребенка похвалить и тактично исправьте ошибки. Наберитесь терпения. Возможно, придется проделать эту операцию несколько раз вместе.
— Будьте последовательны в своих требованиях.
— Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Труд должен быть посильным и требовать физических и умственных усилий.
— Превратите домашнюю работу в увлекательную игру.
— Учите ребенка уважать труд других людей. Рассказывайте малышу о своей работе, о работе других близких.
— Тактично оценивайте результаты труда ребенка. Постоянно хвалите его за старательность и прилежание. Критикуйте только результат или способ, а не самого маленького исполнителя.
— Работа не должна быть однообразной. Чтобы ребенок отдохнул, предлагайте ему разную работу: полил цветы, а теперь давай вместе приготовим обед.
— Очень важен тон, которым дается поручение. Уважительная просьба выполняется охотнее, чем безапелляционный приказ.
— Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не все получилось — не раздражайтесь, объясните ещё раз.
— Всегда привлекайте ребенка к большим семейным делам (когда надо накрыть праздничный стол, прибраться к приходу гостей, навести порядок после праздника) и приучайте начатую работу доводить до конца.
— Постоянно пересматривайте и расширяйте круг обязанностей своего ребенка.
— Нельзя наказывать ребенка трудом ("Ты меня не слушаешься, поэтому вымоешь посуду").

Устраиваем постирушки

Мы уже говорили, что в общении с ребенком важен принцип "делай, как я". Чтобы научить малыша стирать, продемонстрируйте этот процесс на своем личном примере. Возьмите кукольную одежду или носовой платочек, кусок мыла, налейте в тазик теплую воду. Покажите малышу последовательность действий и попросите, чтобы он повторил их. При этом любое свое действие надо озвучивать: "Кладу в тазик одежду, беру мыло, тру на одежде пятнышки, беру одежду двумя руками и опять тру пятнышки, видишь — я тру один кулак о другой, а теперь надо вылить грязную воду, налить чистую и прополоскать то, что стирал. Потом мы это выжимаем, вешаем на веревочку и расправляем". Хорошо, если веревочка будет на уровне глаз ребенка, чтобы он мог самостоятельно повесить выстиранную вещь.

Одного раза будет, конечно, мало. Поэтому время от времени надо говорить малышу: "Пойдем, я постираю, а ты мне поможешь". С каждым разом давайте карапузу больше самостоятельности. Сначала пусть повесит то, что вы постирали. Потом пусть принесет грязную вещь и потрет ее мылом и т.д. Постепенно вы увидите, что с несложной постирушкой ребенок справляется уже без вашего участия. Сколько времени на это уйдет? Чем чаще будут такие совместные постирушки проходить, тем быстрее ребенок освоит это нехитрое дело.

Готовим бутерброды

Возьмите сыр, колбасу, в общем, все, что вы хотите положить на хлеб, нарежьте в присутствии ребенка все это хозяйство тонкими ломтиками.

Пусть малыш попробует даже сам что-то нарезать. Для этого вложите нож в его ручку, сверху положите свою и водите ножом. Малыш будет в восторге, честное слово!

А если еще предложить крохе самому украсить бутерброд, намазать на него масло, красиво уложить на подносе или блюде — в следующий раз он сам, без всякого напоминания, вызовется помогать вам на кухне.

Обязательно похвалите своего помощника. Причем в присутствии других членов семьи. А поедая бутерброды, не забывайте их нахваливать и подчеркивать "авторство".

В следующий раз ребенок захочет уже приготовить салат, а там, глядишь, и до картошки с яичницей очередь дойдет.

Учимся мыть посуду

Сначала спросите у малыша, зачем надо мыть посуду. Поинтересуйтесь, что будет, если она останется грязной. Пусть выскажет свою версию. А потом расскажите, что остатки еды и жир на тарелках со временем портятся, распространяются неприятные запахи, на тарелках заводятся вредные существа — микробы. Если из такой посуды поесть, можно заболеть.

Теперь можно приступать к показательной мойке. Возьмите две небольшие немытые тарелки (опыты лучше проводить над небьющейся посудой), моющее средство и губку.

Покажите малышу, как вы наносите моющее средство на губку, как протираете тарелки и промываете их чистой водой. Заострите внимание ребенка на том, что моющее средство надо обязательно тщательно смывать, чтобы оно не портило вкус пищи, которую он же потом будет есть из этой тарелки. Протрите тарелку полотенцем и поставьте на полку или сушку.

Покажите, как после мытья посуды вы тщательно промываете губку.

Последовательность действий малыш, конечно, запомнит не сразу. Ничего страшного. Просто зовите всякий раз, как собираетесь мыть посуды, обращайтесь к нему за помощью: "помоги мне, пожалуйста, без тебя я не справлюсь". А моя посуду, подробно комментируйте каждую мелочь и объясняйте, зачем вы это делаете. И обязательно хвалите!

Вот так, шаг за шагом, вы и вырастите настоящего помощника.

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему одни детки с удовольствием поддерживают порядок в своих вещах и игрушках, без лишних напоминаний застилают постель и аккуратно складывают вещи, тогда как другие производят впечатление откровенных нерях и лентяев? Хотите, чтобы ваш ребенок попал в первую группу?

Конечно, можно сколько угодно выискивать «ген лентяйства», находя его проявления у любимой свекрови и всех остальных родственников со стороны мужа, но будем честны сами с собой – трудолюбие или его отсутствие есть прямой результат семейного воспитания. На самом деле, воспитать в ребенке любовь к труду не так уж и сложно. В этом вам помогут известные родительские секреты:

Начинайте воспитание трудолюбия в вашем отпрыске как можно раньше. Конечно, это не означает, что нужно вручать пылесос едва научившемуся стоять крохе. Но как только ребенок начнет проявлять интерес к домашним делам, следует сразу же этот интерес поддержать и развить. Понаблюдайте, какие занятия больше всего по душе вашему малышу и смело привлекайте его «помогать» вам по мере сил. Будьте готовы к тому, что в первое время такая «помощь» только добавит вам работы по дому, но если вы не хотите спустя несколько лет сетовать на то, что сын или дочь выросли лентяями, придется немного потерпеть.

2. Подавайте пример!

Согласитесь, трудно представить, что в семье нерях и лоботрясов вырастет трудолюбивый и чистоплотный малыш. Поэтому включайте жизнерадостную музыку, надевайте яркий фаручек и с улыбкой отправляйтесь наводить порядок в квартире или готовить ужин. Очень важно продемонстрировать ребенку, что у каждого члена семьи есть свои обязанности в доме, и что эти обязанности нужно и можно выполнять с удовольствием.

И еще одно замечание. Многие молодые мамы, разрываясь между заботой о маленьком ребенке и содержанием дома в порядке, стараются переделать все дела по хозяйству, пока ребенок спит. Помните, что это большая ошибка и самый прямой путь к воспитанию лентяя. Ведь в этом случае ребенок просто не видит, как и для чего нужно трудиться.

3. Поддерживайте инициативу

Если вы видите, что ваш ребенок проявляет интерес к той или иной работе, обязательно поддержите его в этом начинании. Дайте ему в подробностях рассмотреть, что и как именно вы делаете, попробуйте сделать это вместе, предоставьте малышу возможность потренироваться и, наконец, разрешите сделать это самостоятельно. Очень важно не переделывать после ребенка его работу на его глазах – этим вы наносите большой удар по его самооценке и самостоятельности и обесцениваете значимость его помощи. Вряд ли в следующий раз он захочет помогать вам по собственной инициативе.

4. Не труд, а игра

Ведущей деятельностью детского возраста является игра во всех ее проявлениях. Подключите свою фантазию, и воспитание трудолюбия будет проходить в вашей семье без принуждений и понуканий. Представьте домашние дела в виде соревнования на скорость между несколькими членами семьи, убирайтесь под музыку, готовьте салат для кукольного дня рождения, проведите генеральную уборку в форме захватывающего приключения с заданиями на записочках и поисками клада где-нибудь на дне корзины с грязным бельем.

5. Все по-настоящему

Хотя сами домашние дела можно и нужно обыгрывать в соответствии с возрастными предпочтениями вашего малыша, постарайтесь с самого начала приучать ребенка манипулировать настоящими инструментами – обойдитесь без игрушечного утюга и пылесоса и разрешите ребенку включить настоящую стиральную машинку и помыть настоящую посуду. Это не только позволит вам обойтись без лишних трат, но и даст возможность приучить ребенка к аккуратности и осторожному обращению с бытовыми предметами.

6. От каждого по способностям

Поручая ребенку ту или иную работу, учитывайте особенности его характера и возможности его возраста. Не забывайте о том, что способности вашего ребенка к концентрации внимания существенно отличаются от ваших. Поэтому чередуйте трудовые поручения различного типа друг с другом, а также с периодами отдыха, подвижными играми, занятиями творчеством. Прежде чем позволить малышу выполнять какую-то домашнюю обязанность полностью самостоятельно, убедитесь в том, что малыш в состоянии выполнять работу от начала и до конца, поработайте над возможными ошибками и проконтролируйте результат.

7. Уважение к чужому труду

Важно с самого раннего возраста воспитывать в ребенке уважительное отношение к результатам чужого труда. Например, объясняйте, что нельзя ломать игрушки, потому что кто-то приложил немало труда, чтобы их сделать; не стоит ходить в обуви по ковру, потому что папа вчера его пропылесосил и так далее. Со своей стороны обязательно демонстрируйте уважение к труду ребенка, подчеркивайте его значимость и важность для всей семьи.

8. Все равны

Соблюдайте принцип равноправия при распределении обязанностей по дому между всеми членами семьи, в особенности между детьми. Помните, что для ребенка поручение ему выполнения той или иной домашней обязанности может быть особым предметом гордости, и постарайтесь избежать ненужных конфликтов или ревности между детками на этой почве. Также довольно трудно будет привить трудолюбие ребенку, если, скажем, его отец все свободное время проводит перед компьютером или телевизором.

9. Похвала не бывает излишней

Не скупитесь на похвалу и выражение одобрения вашему трудолюбивому помощнику, особенно в тех случаях, если он выполнил какие-то дела по собственной инициативе. Если вы даете ребенку какое-то поручение – убедитесь, что выполнить задачу ему под силу, и он в полной мере уяснил, чего от него хотят. В любом случае, даже если малыш не справился с поручением, найдите добрые слова и оцените его старание и упорство, помогите преодолеть трудности и завершите начатое вместе.

10. Труд – не наказание

Запомните и запишите это правило: никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит использовать труд в качестве наказания для ребенка. Конечно, если вы собираетесь воспитать ребенка именно трудолюбивым, то есть любящим труд. Ведь странно было бы ожидать от ребенка, что он полюбит свое наказание.

11. Будьте последовательны

Поручив малышу выполнение какой-либо обязанности, следите за тем, чтобы у него была регулярная (а не от случая к случаю) возможность попрактиковаться. Например, ребенок может чистить обувь каждый вечер или убирать со стола после каждой семейной трапезы. При этом не забывайте хвалить малыша и благодарить его за помощь.

12. Привычка трудиться

По мере взросления вашего ребенка передавайте ему ответственность за выполнение тех или иных домашних обязанностей. Для наглядности можно закрепить эти обязанности в виде красочных наклеек на холодильнике, нарисовать вместе с ребенком симпатичный график уборки и т.д. Важно, чтобы выполнение этих дел вошло у ребенка в привычку, как ежедневная чистка зубов или умывание.

Запаситесь терпением и фантазией, не скупитесь на похвалу и не жалейте времени, чтобы еще и еще раз показать своему ребенку, как сделать ту или иную работу, и рано или поздно вы услышите от кого-то из знакомых в адрес вашего малыша: «Какой трудолюбивый кроха!».

Трудолюбие является важнейшим качеством личности. Любовь к труду, с раннего возраста привитая ребенку, поможет ему в дальнейшем быстрее и легче справляться с жизненными проблемами. Основой для развития трудолюбия, конечно, служит семья. Наблюдая за трудом взрослых, ребенок чувствует стремление подражать им, выполнять те же действия. И здесь главная задача – не погасить это стремление, а поддержать и укрепить его. Самая благоприятная пора для формирования у ребенка положительной мотивации на труд – дошкольный и младший школьный возраст.

Приучаем к труду сызмальства

Формированию нужных и правильных привычек способствует практика. Трудовое воспитание ребенка можно начинать с самого раннего возраста. Установка некоторых родителей на то, что «он же маленький еще, пусть пока порезвится, поработать всегда успеет», неверна. Не следует бояться, что, приучая ребенка к труду, вы совершаете насилие над ним. Дошкольники очень активный народ, неугомонный, любознательный, живой. И природе здорового ребенка посильный труд никак не противоречит – наоборот, соответствует естественной потребности малыша в движении и действии, просто энергию дошкольника следует аккуратно направить в нужное русло. Несложная работа, тем не менее, учит ребенка преодолевать определенные трудности, быть выносливым, настойчивым, завершать начатое дело. Но помните, что стабильной ответственности от ребенка вы не можете ожидать, даже когда ему исполнится 15 лет. Вспомните хотя бы, насколько безответственными бывают многие взрослые люди. Запаситесь терпением, мягко напоминайте малышу о его делах, при этом говорите так, словно обращаетесь к взрослому человеку. Не ворчите и не раздражайтесь – это убьет в малыше всякое желание помогать вам.

Приучаем к труду правильно

Постепенно начинайте давать малышу несложные задачи. К двухлетнему возрасту дети пробуют одеваться. Возможно, лишь год спустя ребенок освоит эту науку, а еще через год сможет наконец-то справиться с пуговицами и шнурками на обуви. Пяти-шестилетние дети уже вполне могут помогать вам убирать в квартире, работать на огороде, готовить ужин (вы, например, можете поручить ребенку очистку вареных овощей). Очень важно мотивировать все действия. Также помните о необходимости со своей стороны помогать ребенку. Полное отсутствие помощи отобьет у ребенка охоту делать новые попытки. К примеру, снимите с малыша носок наполовину, так ему будет проще снять его полностью, и т.д.

Порой взрослые замечают, что им постоянно приходится поторапливать ребенка – чтобы он встал с постели, умылся, оделся, позавтракал, а он все копается и копается. Но ребенок не рождается «копушей». Таким его делают замечания взрослых, направленные на то, чтобы он действовал быстрее – скорее доедал суп или шел спать. Для взрослых это постепенно становится привычкой, а дети, со своей стороны, превращаются в маленьких упрямцев. Целыми днями вы ругаете и «пилите» ребенка, и все равно с трудом вам удается заставить его что-то сделать. Это замкнутый круг, и выход здесь только один – терпение и доверие.

Учитывайте физические возможности малыша, не перегружайте его. К сожалению, такая тенденция тоже не редкость, особенно в семьях, где воспитываются 2-3 ребенка. Часто старшим, шести-семилетним детям, поручают нянчить младших братьев или сестер, им приходится носить их на руках. Но позвоночник ребенка еще недостаточно сформирован, в мышцах нет необходимой выносливости, физическая перегрузка может в результате привести к искривлению позвоночника и общему истощению. Будьте осторожны.

Некоторые ваши требования ребенку может быть трудно исполнить. Но главное, чтобы малыш получал удовольствие от своего труда, а также радость от результатов выполненной работы. Согласно психологическим и педагогическим исследованиям, дети совершают многие поступки в соответствии со своими эмоциями и сиюминутными желаниями. Основной способ побудить малыша к тому или иному действию – вызывать положительный эмоциональный отклик, сделать труд привлекательным занятием для ребенка.

Приучаем к труду с удовольствием

В дошкольном возрасте ребенок трудится, подражая взрослым. Попробуйте превратить труд в разновидность игры. Например, чтобы убрать игрушки, можно сделать гараж из конструктора или кубиков, а куклу уложить спать, и вот уже уборка игрушек превратилась в увлекательную игру. Вы увидите, с каким удовольствием ребенок будет в нее вовлечен. В детской комнате или детском уголке можно соорудить настоящий игрушечный город! Пусть больше инициативы остается за ребенком, ему будет приятно почувствовать себя «хозяином» положения, что удовлетворит самолюбие малыша.

Помните о необходимости воспитания в ребенке так называемой трудовой установки. Малыш должен знать о том, что та или иная работа имеет определенную цель и приносит определенную пользу. Все это ребенку должен растолковать взрослый. Например, малыш будет рад постирать кукольную одежду в маленьком тазике с мылом и теплой водой. Наша задача – добиться, чтобы вещички были выстираны хорошо и стали чистыми. Если с первого раза не все получилось – приободрите, с должным вниманием и уважением отнеситесь к стараниям ребенка. Малыш только в том случае получает удовлетворение и радость, когда выполнение работы требует от него приложения усилий. «Игрушечный» труд в этом деле – самый плохой помощник. И не думайте, что малыш не способен отличить бесполезную работу от целесообразной. Предложите ребенку помыть чистую чашку, когда рядом стоит испачканная. Малыш непременно или откажется от этой работы, или попросит дать ему грязную чашку.

Приучаем к регулярному труду

Самой большой ошибкой родителей является нерегулярное приобщение ребенка к труду, от случая к случаю. Но дошкольник 5-7 лет должен иметь вполне определенные и постоянные обязанности по дому. Например, вы можете поручить ему - кормить питомца, поливать цветы, мыть свою посуду после еды, застилать постель. Такие обязанности воспитывают в ребенке добросовестность, ответственность, дисциплинированность, а также учат выполнять работу не только приятную, но и необходимую. В современной жизни это немаловажно.

Оправданием для отсутствия трудового воспитания в семье не может служить отсутствие у родителей свободного времени. Конечно, ждать, пока ребенок сам оденется или помоет посуду, долго. Нам проще и быстрее все сделать самим. Да и результаты получим более качественные. Все это так, но, поступая таким образом, мы упускаем бесценное время – тот золотой период детства, когда малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым, когда ему так интересно самому надеть колготки или футболку, и он с завидным упрямством и усердием пытается справиться с этой задачей. Если вы опаздываете в детский сад или на работу, просто уложите малыша спать пораньше, соответственно, пораньше разбудите. Если же вы пойдете по пути наименьшего сопротивления, к 3-4 годам эти прекрасные порывы к труду в ребенке угаснут, он привыкнет, что взрослые все делают за него. А если вы попросите малыша одеться самостоятельно, то еще и возмутится, закапризничает. К 7-9 летнему возрасту он уже будет вполне умело и целенаправленно отлынивать от любых обязанностей.

Приучаем к осознанному труду

Значимость повседневных действий взрослых маленькие дети пока не осознают. Также они еще не способны понимать, что родители, которые работают, а также занимаются домашними делами – готовкой, уборкой, стиркой и т.д. – могут утомляться, уставать. Для малыша все происходящее вокруг него воспринимается как само собой разумеющееся, и необходимость помогать родителям ребенок сам оценить не может. Ваша задача – объяснить ребенку, что будет очень хорошо, если он поможет выполнить некоторые дела по дому, что вы в этом нуждаетесь, что его помощь даст возможность быстрее закончить работу и больше времени уделить интересным занятиям, совместным играм и т.п. Чем раньше ребенок начнет осваивать науку трудолюбия, тем легче она будет даваться ему, и с чувством лени он никогда не познакомится. Упущение этого момента в раннем возрасте потребует в дальнейшем длительной и серьезной работы над исправлением ошибки, которая, кстати, в большинстве случаев остается безрезультатной. Ведь корни бездействия и праздного образа жизни уходят в осознание ребенком того, что все дела могут быть сделаны кем-то другим. В дальнейшем такой подход развивает неприспособленность к жизни вообще, формирует безответственную и беспомощную личность.

Для детей лучшим средством от лени является игра и поощрение. Помните, для ребенка важно не что он делает, а как он делает. Используя игру, вы можете давать малышу практически любые задания. Всего лишь, обращаясь к нему, начните фразу с двух волшебных слов: «Давай поиграем!» В раннем возрасте дети также интересуются различными соревновательными моментами – кто аккуратнее сложит одежду, лучше вымоет посуду и т.п. Победителю положен приз! Подберите способ, наиболее удачно воссоединяющий ваши интересы с желаниями ребенка. Труд ребенку должен даваться легко, должен приносить радость, а не тяготить. Хорошим подспорьем станут книги и мультфильмы про трудолюбивых и ленивых детей (например, «Вовка в тридевятом царстве»). Поверьте, на ленивого персонажа ребенок быть похожим не захочет!

Учитываем индивидуальные особенности ребенка

Застенчивые дети часто не уверены в себе, и поэтому даже малейшее поражение воспринимается ими как огромный позор. Такие дети болезненно реагируют на замечания взрослых, им постоянно кажется, что они все делают плохо. Самолюбие у такого ребенка также может быть легко уязвимо, и потому он скорее предпочтет прослыть лентяем, чем в очередной раз становиться объектом для насмешек сверстников или упреков взрослых. Часто бывает, что дети выполняют дела по дому с большой охотой, а в школе не делают успехов, причиной может быть тот факт, что учительница при всех на уроке однажды выразила неудовольствие их знаниями.

Порой дети с таким складом характера медлительны от природы, и эту медлительность не стоит путать с леностью. Низкая активность также может быть обусловлена чувством опасности. Опять же, лучше я прослыву лентяем, чем трусом. Важно помнить, что дети-невротики склонны к нервной истощаемости. Если такой ребенок долго гулял на улице или смотрел телевизор, то в этот же день он может отказаться не только от выполнения каких-то дел по дому, но даже от чистки зубов перед сном. Будьте снисходительны и терпеливы. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка.

  • Когда ребенок пытается вам помочь, не препятствуйте ему в этом, наоборот, поддержите инициативу малыша. Покажите, как пользоваться тряпкой, совком и т.д.
  • Допускайте ребенка к мытью посуды. Во избежание разбитых тарелок или травм вы можете сначала доверить ребенку пластиковую посуду.
  • Для формирования ответственности и чувства долга доверьте малышу уход за живым существом, пусть это даже будет сначала одно комнатное растение. Объясните, что цветок нуждается в регулярном поливе и уходе, а иначе он погибнет.
  • Подросших детей можно учить пользоваться бытовой техникой. Покажите, как включить микроволновую печь или электрический чайник. Помните, что взаимодействовать с электроприборами ребенок может только под контролем взрослых!
  • Детей постарше научите стирать свое нижнее белье, носочки, носовые платки.
  • Для девочек очень важно помогать маме на кухне. Старайтесь заинтересовать их и вовлечь в увлекательный и, на самом деле, творческий процесс приготовления пищи. Пеките с дочкой пирожки и печенье, разрешите нарезать вареные овощи или очистить вареное яйцо, купите для девочки яркий фартучек.
  • Мальчика можно привлекать к мужской работе по дому – для начала он может просто подавать папе инструменты и учиться различать их.
  • Всегда хвалите ребенка за помощь, даже когда у него не все получается. Это создаст положительный эмоциональный отклик, и в дальнейшем хлопоты по хозяйству будут приносить только радость. Представьте, насколько это облегчит ребенку жизнь в дальнейшем, когда он сам станет взрослым!

Как привить ребенку трудолюбие

Первое, что Вы должны сделать - это закрепить за ребенком некие домашние обязанности, которые он должен выполнять только сам. Запомните, не давайте ребенку очень сложных дел, пусть это будут легкие, нетрудные задания, с которыми он справиться без проблем. Покажите на собственном примере, что выполнение семейных дел является важным, закрепите за каждым домочадцем обязанности. Например, папа выносит мусор и покупает продукты, мама занимается мытьем посуды и готовит, сестра или брат отвечают за порядок в доме. Когда все домашние дела так распределены, ребенок будет ощущать некую ответственность, и понимать что все обязанности, и его, в том числе являются важными.

Когда мы вырабатываем в ребенке привычку трудиться, то так сказать, «убиваем двух зайцев», вырабатывая с помощью первой и вторую привычку – заботу об окружающих. Так что давайте работать над будущим ребенка.

Советы, которые помогут привить ребенку трудолюбие :

Поручая ребенку какое-то задание, подумайте, по силам ли оно ему, сможет ли он с ним справиться.

Не задавайте ребенку дел, которые ему не по душе. Выполнять свою работу он должен с удовольствием, только тогда он поймет, что в труде нет ничего плохого.

Проявляйте к ребенку уважение, не разговаривайте с ним приказным тоном. Обсуждайте заранее домашние дела, которые он должен выполнить. Советуйтесь с ним, тогда он поймет, что работа, которую он выполняет, является важна для семьи.

Учтите, что у сына или дочки могут быть и свои важные дела. Не загружайте их. Пусть Ваши дети имеют время для выполнения своих дел.

Не выполняйте за ребенка ту работу, которую он не успел сделать сам. Например, не собрал вечером игрушки. Не убирайте за ним, пусть убирает сам. Покажите ему, что устал не только он, но и Вы.

Не забывайте про похвалу за отлично выполненную работу. Иногда следует ребенка поощрять маленькими подарочками. Но при этом не перестарайтесь, иначе для него это станет как плата за выполненные задания, на которую он будет надеяться постоянно.

Когда поручаете ребенку некую работу. Не забывайте показать ему, как это нужно правильно делать, поначалу выполняйте задание вместе с ним.

И самое главное, научите ребенка уважать труд других людей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как привить ребенку любовь к чтению

Исследования показали, что то, как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение, зависит от того, сколько его родители читали ему в детстве.Сколько читать ребенку? – спросите вы.Детям, которы...

Как привить ребенку дисциплину.

Эта проблема типична для многих родителей. Статья дает советы, рекомендации как дисциплинировать поведение ребенка....

Прочитала статейку в вк где расказывается как научить ребенка чистоте порядку и труду. И эта тема меня давно волнует, ведь начинать надо пораньше. Вот пример из жизни: у моей знакомой старшему сыну почти 4 года, он сам моет посуду! А всё потому что он с 10 месяцев это делает(сначала конечно просто палькался в воде с посудкой). Так хочется чтобы и мой сыночек был хорошим помощником. Все, наверняка, уже знают основные правила в обучении данного процесса, но всё же приведу статью из вк:

КАК ВОСПИТАТЬ В РЕБЕНКЕ ПОМОЩНИКА?

Мы привыкли к тому, что дети наводят дома хаос, раскидывают игрушки и не дают нам спокойно прибраться. В том, что малыш устраивает беспорядок, виноваты сами родители. Стоит всего лишь сменить тактику поведения, и вы не узнаете своего ребенка. 10 простых, но очень эффективных советов для умных мам.

1. Делать вместе

Распространенная мамина фраза: «Иди, поиграй, я занята» - серьезная ошибка на пути воспитания настоящих помощников. Занимайтесь домашними делами вместе. Посади малыша рядом на кухне, дай ему поучаствовать в лепке пельменей, измельчении салатных листьев, вытирании стола или перебирании гречневой крупы.

Поставь рядом с взрослой гладильной доской игрушечную, и займитесь глажкой вместе. Не разграничивай домашние дела и общение с ребенком, а объединяй эти процессы. Например, во время совместной уборки можно одновременно рассказывать сказку о вещах, которые искали свое место, и наконец, благодаря маленькому волшебнику, нашли.

2. Отмечай успехи

Волшебные слова, которые работают как с детьми, так и со взрослыми: «Только ты можешь сделать это по-настоящему хорошо!» Осознавая собственную неповторимость и значимость в вопросе сбора фантиков с пола или вытирания пыли с телевизора, малыш с радостью будет заниматься делом, в котором он отмечен как лучший из лучших.

3. Учитывай характер

Старайся замечать склонности ребенка к тому или иному виду деятельности и доверяй ему выполнять именно те задачи, которые ему по душе. Одним детям нравятся глобальные работы - мытье пола или работы по уборке территории вокруг дома. Другим - требующая сосредоточенности и тщательности сортировка книг или игрушек. Давай каждому свое.

4. Играйте!

Скучные повседневные дела можно превратить в веселые игры. Укрощение пылесоса на территории отдельно взятой детской комнаты, мытье волшебных чашек и поиски клада в сумках с продуктами, принесенными мамой из магазина, - наверняка, таких приключений в жизни твоих детей еще не было.

5. Пусть помощь будет настоящей

Привлекай ребенка к помощи там, где она тебе действительно нужна, а не только чтобы занять или отвлечь его от шалостей.

6. Оставь место для сюрприза

Дети любят делать родителям сюрпризы. Предоставь им такую возможность, дав понять, как тебя обрадует неожиданная помощь с их стороны. Пусть помытая тарелка, накормленная кошка и застеленная постель станут для тебя таким сюрпризом. Не скрывай своей радости и не скупись на похвалу.

7. Не рассчитывай на идеальное исполнение

Сразу ожидать, что ребенок будет делать домашнюю работу идеально, не стоит. Ни в коем случае не ругай его, даже если после уборки появился дополнительный мусор, который тебе придется убирать. Конечно, поначалу за маленьким ребенком придется многое переделывать, но это необходимый этап на пути к прогрессу.

8. Дай разобраться самостоятельно

Если ребенок долго выполняет домашнюю работу:
- не вмешивайся,
- не подгоняй
- и уж тем более не ругай.
Наберись терпения и дай довести процесс до финиша. Иначе испуганный малыш в следующий раз откажется тебе помогать, а самой маме придется всегда завершать инициативы ребенка: ведь в его голове не отложится тот факт, что любое начатое дело должно быть обязательно закончено.

9. Работа – не наказание

Домашний труд не должен быть наказанием за плохое поведение. Ребенок не должен думать, что ему нужно сложить игрушки или убрать свои вещи только потому, что он что-то натворил.

10. Не разделяй обязанности на «женские» и «мужские»

И мальчики, и девочки должны уметь:
- мыть посуду
- убирать свою комнату
- пришивать пуговицы
- и даже забивать гвозди.

1) Сегодня у меня в планах пропылесосить-как это сделать с ребенком который боится пылесоса???)) Попробую дать ему палку-типа пылесос и весело пожужжать, а потом он будет палкой пылесосить а я пылесосом.

2) Так же надо приготовить гречку- будем перебирать вместе, но уже страшно подумать что будет, может пылесос отложить на «после гречки»?)))

3) Котлеты- помнет фарш ручками, может слепит чего, туда лук добавим, хлеб покрошим и молоко.

В общем будет весело!)) расскажу что вышло

Все мы знаем, что большинство качеств и привычек приходят к ребенку благодаря взрослым. Детки прекрасно копируют поведение родителей и легко примеряют его на себя. И, если вам хотелось бы воспитать какое-либо качество у ребенка, сначала воспитайте его у себя. Возьмем, к примеру, трудолюбие, которое является очень важным аспектом всей жизни. И именно об этом сегодня и хотела бы поговорить.

Приучать ребенка к труду следует с самых ранних лет. И пусть сначала малыш будет, казалось бы, мешать при выполнении рутинных домашних обязанностей, не стоит отмахиваться от любой помощи крохи. Ребенка заинтересовал веник? Дайте ему его, пусть учиться подметать! И пусть вам потом придется убрать еще раз, но интерес ребенка стоит поощрять и радоваться ему.

Для того, чтобы в семье рос трудолюбивый ребенок, все семейные обязанности нужно разделить на всех домочадцев. И, несмотря на малый возраст ребенка, дать ему определенный фронт работ нужно обязательно. Естественно, первые задания будут самыми простыми и легкими, такими, которые дитя в силах выполнить. К примеру, помыть за собой кружку, полить растение, накормить кота, если - пусть научится их складывать… По мере же взросления обязанности тоже будут «взрослеть» и расширяться.

Если у вас растет помощница-дочка, то ее очень легко привлечь к домашнему труду, приобщая к готовке обеда для семьи. Придумайте для девочки игрушечную кухню. Если нет возможности купить такой игровой набор (игрушечная плита, посуда и т.д.), то не выбрасывайте емкости из-под кетчупа, баночки из-под кофе и т.д. Это и будет «настоящая» кухня для дочки. А лепить вместе вареники и пельмени, делать пирожки вообще не только весело, но и полезно для развития трудолюбия.

Если подрастает сынишка, то здесь следует постараться и папе. Но и другая работа, работа в помощь маме должна присутствовать также. Не стоит, кстати, приучать сына разделять обязанности на «женские» и «мужские». Пусть растет с осознанием того, что мальчику совсем не зазорно вымыть посуду и помыть пол.

Каждый элемент уборки можно представить в виде занимательной и веселой игры, с раздачей высоких баллов, которые потом превратятся в призы (мультик на выходные, дополнительная порция конфет, поход в кино и т.п.).

И еще, если вы действительно хотите, чтобы ребенок вырос трудолюбивым, не боящимся никаких задач и умеющим справляться с трудностями, никогда не ругайте его за не до конца убранную комнату. Он научится-таки убирать хорошо и качественно, но со временем. А вот хвалить за любую помощь, оказанную ребенком, очень важно. И всегда стоит замечать его успехи. Сказанная мамой фраза о том, «как все блестит и сверкает», для ребенка гораздо важнее простого «молодец».

Глядя на бесконечные разбросанные игрушки, грязные чашки и обувь, валяющуюся в прихожей, практически все родители мира задаются одним и тем же вопросом: как привить ребенку трудолюбие? Как сделать так, чтобы дорогое и любимое чадо начало уважать труд других и само наконец-то стало?

Когда начать

Трудолюбие - желание и стремление трудиться, это не врождённая черта характера человека, её нужно воспитывать, причём с самого раннего детства. В два-три года у детей формируется желание всё делать самим, в том числе и одеваться, а самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Важно не пропустить этот период, ведь убирать игрушки на место, умываться, причёсываться формирует, уверенность и желание преодолевать препятствия.

А что если позже?

Довольно часто родители по тем или иным причинам упускают этот момент, и тогда им необходимо приложить гораздо больше усилий, проявить фантазию, находчивость и, главное, ангельское терпение. Тогда ребенку возможно будет наверстать упущенное.

С чего начать?

В дошкольном возрасте дети живо интересуются той деятельностью взрослых, которую наблюдают. Они с большой охотой будут помогать вам гладить, подметать, чинить телефон, пылесосить. Чтобы не отбить у ребёнка желание трудиться, позволяйте ему помогать. Пусть он накроет на стол и вымоет пару тарелок или ложек. Очень важно ребенка любое дело делать наилучшим образом.

Способ, идеально подходящий для малышей - это помощь в форме игры. Например, собирая игрушки, можно соревноваться, кто быстрее соберёт кубики или машинки.

Пусть малыш спасёт всю галактику от нашествия пыли или прекратит мучения посуды, вымыв её. Неважно, в чём будет заключаться геройство ребёнка; главное, чтобы он сам поверил, что он настоящий герой, защитник и помощник.

Ещё один метод – показать яркий пример. Это может быть мультипликационный персонаж, или историческая личность. Рассказав ребёнку о нём, нужно постараться заинтересовать его, вызвать желание подражать.

Ставим задачи правильно

Что бы вы ни просили сделать своего ребёнка, никогда не используйте приказной тон. Любой человек, в каком возрасте бы он не находился, - в 3 года, 15 или 45 лет, гораздо лучше отзывается на просьбу, чем на приказ. А потому вместо: «Сколько можно говорить…», - постарайтесь использовать более мягкие формы.

Часто дети отказываются делать что-то, потому что плохо понимают, что от них требуется. Формулируя задания, которые вы даёте ребёнку, постарайтесь делать это максимально конкретно. «Убери у себя в комнате» звучит чересчур абстрактно. Это может подразумевать под собой генеральную уборку. «Повесь на место свою одежду и убери книги» - эта форма понятнее, яснее и доступнее.

Собственный пример

Один из самых лучших учителей - это собственный пример. Для ребёнка родители- своеобразный эталон поведения. Показывая ребенку, как можно легко и просто выполнять те или иные поручения, вы докажете ему, что в этой работе нет ничего страшного. Главное помнить: ребенок не должен думать, что работа по дому - это тяжкий труд или наказание.

Старайтесь делать всё с настроением, покажите чаду, что даже делая довольно простые вещи, можно получить удовольствие: пусть не от процесса, но от результата. Тогда, помогая папе забивать гвозди, маленький мужчина почувствует себя по-настоящему взрослым, ведь он выполнил очень сложное поручение. Юная хозяйка, приготовив первый в жизни салат, испытает одно из самых лучших в мире чувств, когда увидит, как её семейство с удовольствием уплетает её стряпню.

Соизмеримость

Не поручайте ребёнку то, с чем он не справится. Не стоит просить его расставлять дорогую бьющуюся посуду: если он ещё недостаточно ловок, то разбитый салатник огорчит его и отобьёт желание заниматься подобной работой. Следите, чтобы дети не поднимали тяжести и не брали опасные предметы, когда вы их не контролируете. Помните: если задание посильно, то и выполняется с интересом и удовольствием.

Обязанности

Важно, чтобы ребёнок понимал, что в семье есть не только у родителей, но и у него- постоянные, а не от случая к случаю. Поручите кормить рыбок, убирать постель, расставлять книги на полочках, поливать цветы. Интерес к труду усиливается, если ребёнок видит пользу сделанного.

Родительская опека

Часто, считая, что дети ещё маленькие или болезненные, либо, ссылаясь на нехватку времени и терпения, родители выполняют за детей их обязанности. Отсутствие необходимости прикладывать усилия воспитывает у детей лень, равнодушие, эгоизм.

Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно!

Постарайтесь помогать ребёнку только тогда, когда он просит об этом.

Совместный труд

Включение ребёнка в посильную работу в семье делает его жизнь более интересной. Кроме того, совместный труд сплачивает семью, ребёнок чувствует свою значимость. «Мы пекли с мамой пирожки», «Мы с папой чинили машину» - с гордостью рассказывают дети.

Почаще просите помощи: положи в холодильник покупки, вытри лужу в ванной, выброси в мусор пустой пакет со стола, подай тапочки и т.д. Со временем ребёнок сам будет замечать, что надо сделать.

Не переделывайте при них их работу! И обязательно хвалите детей за сделанное дело!

Из привычек формируется поведение, из поведения- характер. Всё в наших руках

Анжела Воропай

Глядя на бесконечные разбросанные игрушки, грязные чашки и обувь, валяющуюся в прихожей, практически все родители мира задаются одним и тем же вопросом: как привить ребенку трудолюбие? Как сделать так, чтобы дорогое и любимое чадо начало уважать труд других и само наконец-то стало ?

Когда начать

Трудолюбие - желание и стремление трудиться, это не врождённая черта характера человека, её нужно воспитывать, причём с самого раннего детства. В два-три года у детей формируется желание всё делать самим, в том числе и одеваться, а самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Важно не пропустить этот период, ведь убирать игрушки на место, умываться, причёсываться формирует , уверенность и желание преодолевать препятствия.

А что если позже?

Довольно часто родители по тем или иным причинам упускают этот момент, и тогда им необходимо приложить гораздо больше усилий, проявить фантазию, находчивость и, главное, ангельское терпение. Тогда ребенку возможно будет наверстать упущенное.

С чего начать?

В дошкольном возрасте дети живо интересуются той деятельностью взрослых, которую наблюдают. Они с большой охотой будут помогать вам гладить, подметать, чинить телефон, пылесосить. Чтобы не отбить у ребёнка желание трудиться, позволяйте ему помогать. Пусть он накроет на стол и вымоет пару тарелок или ложек. Очень важно ребенка любое дело делать наилучшим образом.

Способ, идеально подходящий для малышей - это помощь в форме игры. Например, собирая игрушки, можно соревноваться, кто быстрее соберёт кубики или машинки.

Пусть малыш спасёт всю галактику от нашествия пыли или прекратит мучения посуды, вымыв её. Неважно, в чём будет заключаться геройство ребёнка; главное, чтобы он сам поверил, что он настоящий герой, защитник и помощник.

Ещё один метод – показать яркий пример. Это может быть мультипликационный персонаж, или историческая личность. Рассказав ребёнку о нём, нужно постараться заинтересовать его, вызвать желание подражать.

Ставим задачи правильно

Что бы вы ни просили сделать своего ребёнка, никогда не используйте приказной тон. Любой человек, в каком возрасте бы он не находился, - в 3 года, 15 или 45 лет, гораздо лучше отзывается на просьбу, чем на приказ. А потому вместо: «Сколько можно говорить…», - постарайтесь использовать более мягкие формы.

Часто дети отказываются делать что-то, потому что плохо понимают, что от них требуется. Формулируя задания, которые вы даёте ребёнку, постарайтесь делать это максимально конкретно. «Убери у себя в комнате» звучит чересчур абстрактно. Это может подразумевать под собой генеральную уборку. «Повесь на место свою одежду и убери книги» - эта форма понятнее, яснее и доступнее.

Собственный пример

Один из самых лучших учителей - это собственный пример. Для ребёнка родители- своеобразный эталон поведения. Показывая ребенку, как можно легко и просто выполнять те или иные поручения, вы докажете ему, что в этой работе нет ничего страшного. Главное помнить: ребенок не должен думать, что работа по дому - это тяжкий труд или наказание.

Старайтесь делать всё с настроением, покажите чаду, что даже делая довольно простые вещи, можно получить удовольствие: пусть не от процесса, но от результата. Тогда, помогая папе забивать гвозди, маленький мужчина почувствует себя по-настоящему взрослым, ведь он выполнил очень сложное поручение. Юная хозяйка, приготовив первый в жизни салат, испытает одно из самых лучших в мире чувств, когда увидит, как её семейство с удовольствием уплетает её стряпню.

Соизмеримость

Не поручайте ребёнку то, с чем он не справится. Не стоит просить его расставлять дорогую бьющуюся посуду: если он ещё недостаточно ловок, то разбитый салатник огорчит его и отобьёт желание заниматься подобной работой. Следите, чтобы дети не поднимали тяжести и не брали опасные предметы, когда вы их не контролируете. Помните: если задание посильно, то и выполняется с интересом и удовольствием.

Обязанности

Важно, чтобы ребёнок понимал, что в семье есть не только у родителей, но и у него- постоянные, а не от случая к случаю. Поручите кормить рыбок, убирать постель, расставлять книги на полочках, поливать цветы. Интерес к труду усиливается, если ребёнок видит пользу сделанного.

Родительская опека

Часто, считая, что дети ещё маленькие или болезненные, либо, ссылаясь на нехватку времени и терпения, родители выполняют за детей их обязанности. Отсутствие необходимости прикладывать усилия воспитывает у детей лень, равнодушие, эгоизм.

Не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно!

Постарайтесь помогать ребёнку только тогда, когда он просит об этом.

Совместный труд

Включение ребёнка в посильную работу в семье делает его жизнь более интересной. Кроме того, совместный труд сплачивает семью, ребёнок чувствует свою значимость. «Мы пекли с мамой пирожки», «Мы с папой чинили машину» - с гордостью рассказывают дети.

Почаще просите помощи: положи в холодильник покупки, вытри лужу в ванной, выброси в мусор пустой пакет со стола, подай тапочки и т.д. Со временем ребёнок сам будет замечать, что надо сделать.

Не переделывайте при них их работу! И обязательно хвалите детей за сделанное дело!

Из привычек формируется поведение, из поведения- характер. Всё в наших руках

Анжела Воропай

Включайся в дискуссию
Читайте также
Гирлянда из сердечек своими руками на свадьбу с фото и видео
Мастер-класс с пошаговыми фото
Что делать Стоит ли связываться с ревнивым мужчиной