Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Дети не хотят убирать за собой игрушки. Ребенок не убирает за собой игрушки? Что делать? А как вы обращаетесь с просьбой к ребенку

Инструкция

Подберите правильный момент, чтобы начать уборку в детской. Если ребенок увлечен игрой, то он, скорее всего, не захочет участвовать в процессе уборки. Если же попытаться убрать те игрушки, в которые он играет сейчас, то это и вовсе может привести к расстройству. Когда наступит логичное окончание игры, предложите ребенку убраться вместе с вами. Можно организовать процесс так: вы подаете ребенку игрушку и говорите, куда ее положить. Можно, наоборот, просить принести вам ту или иную игрушку и убирать ее. Если ребенок попросит какие-либо игрушки сегодня не убирать, то не стоит настаивать.

Уважайте мнение . Если ребенок не убираться, попробуйте обсудить с ним причины такого нежелания. Расскажите, почему для вас так важно, чтобы он убирал за собой. Выслушайте его доводы и прислушайтесь к ним, попробуйте предложить компромисс. Покажите ребенку, что вы считаетесь с его желаниями.

Положительная мотивация очень важна в вопросе уборки. Когда малыш убирается с вами, обязательно хвалите его, искренне радуйтесь его успехам. Если ребенок проявляет инициативу, не подрывайте его уверенность в себе. Даже если вы считаете, что можете сделать лучше и, на ваш взгляд, правильнее, не переделывайте то, что сделал ребенок.

Старайтесь не прибегать к наказаниям или приказному тону. Такие действия могут возыметь эффект, но они прививают стойкую нелюбовь к уборке, которая может стать большой проблемой в дальнейшей жизни.

Варианты положительного подкрепления с помощью подарков, разрешения посмотреть мультики и т. д. также очень нежелательны, так как формируют зависимость. Привычка получать награду за действия не влияет на появление внутренней мотивации, ведь важно, чтобы впоследствии ребенок хотел убираться сам и без поощрений.

Видео по теме

Разбросанные по всему дому игрушки - привычная обстановка в квартире молодых родителей. Ребенок не видит смысла в уборке, ведь игра продолжается весь день, а доставать игрушки из шкафа - это так скучно.

Инструкция

Не повышайте голос. Крики и ругань вряд ли помогут в этом деле, воспитание вообще не должно сводиться к тирании. Помните, что накричав на своего ребенка, вы, конечно, заставите его убрать игрушки, но не поможете осознать необходимость этого процесса.

Объясните ему, зачем нужно прятать игрушки в шкаф. Мама может поговорить с дочерью о том, что ей нужна помощь в хозяйстве, и она уже достаточно взрослая, чтобы в этом участие. Папа доступно объяснит сыну, что мама не может успевать в одиночку следить за всем домом, и обязанность - не загрязнять дом для облегчения ее работы.

Превратите в игру. Нет ничего лучше, чем продолжить игру, а не заниматься скучной уборкой. Например, вы можете отправиться в лес за грибами. Грибами в данном случае будут разбросанные игрушки. Либо скажите ребенку, что в завелся противный , который ворует по ночам чужие игрушки. Поэтому их непременно нужно убирать на место после игры.

Создайте домик для игрушек. Их не обязательно закрывать в шкафу, устройте для детских принадлежностей свой уголок. Расскажите ребенку, что в этом домике живут все игрушки, и выходят они только для того, чтобы с ним поиграть. После этого их необходимо возвращать обратно, иначе они могут заблудиться и потеряться на пути.

Сделайте акцент на том, что убирать за собой вещи может только взрослый человек. Эти слова действуют на детей магически, ведь им так хочется побыть взрослыми! Попросите его после окончания игры вести себя как взрослый человек, и это моментально подействует.

Обратите внимание

Если ваши просьбы не доносятся до сознания ребенка, стоит задуматься о том, что родительский авторитет для него просто не существует. Работайте над этой проблемой, и в будущем вы сможете избежать многих других.

Полезный совет

Изначально стоит показывать уборку на своем примере. Ведь если ваши вещи раскиданы по дому, то ребенку просто не с кого брать пример.

Рано или поздно возникнет вопрос – как научить ребенка убирать за собой игрушки? Это важный навык, и лучше всего обучить этому навыку до поступления в детский сад. Почему? В детском саду в обязательном порядке необходимо складывать игрушки, стульчик и одежду. Кроме того, такая аккуратность – очередной плюс к самостоятельности. Самый лучший возраст для того, чтобы научить ребенка убирать игрушки – от полутора до трех лет. Замечательно, если это перерастет в своеобразный семейный ритуал или традицию. Конечно же, каждый ребенок по-своему уникален, но, тем не менее, есть некоторые общие рекомендации, которые будут полезны.

Инструкция

Ребенка необходимо учить на собственном примере, то есть и сами родители должны содержать свои вещи в порядке. Помните, что дети любят повторять за вами.

Начинайте убираться вместе с ребенком. В первый день он может убрать одну игрушку, а вы – все остальные. Постепенно увеличивайте количество игрушек, которые нужно убрать ему, и наступит день, когда игрушки будет убирать он.

Если ребенок вечером играет, лучше закончить игру до того, как он устанет, чтобы у него еще были силы для уборки.

Попробуйте убирать игрушки с фантазией. Например, если ваш ребенок любит слушать музыку, можно ее включить и убираться под нее. Или предложите ему убрать игрушки, чтобы они отдохнули. Также интересно устроить соревнования между вами и ребенком – кто быстрее и больше уберет игрушек.

Оборудуйте в комнате «коробку-жадину». В нее необходимо складывать все игрушки, которые ребенок не убрал, и выдавать их только через неделю, объясняя это тем, что «ты не убрал эту игрушку, значит, она тебе не нужна, поэтому она на тебя обиделась».

Помните, что игрушки необходимо убирать каждый день, а не только тогда, когда настроение хорошее.

Приобретите сразу же несколько ящиков для разных игрушек и ярко разукрасьте их. В таком случае у каждой игрушки будет свое место.

Каждый раз хвалите ребенка за то, что он убрал игрушки самостоятельно.

Правильно беседуйте с ребенком и давайте ему понять – не он вам, а вы ему помогаете убирать игрушки.

Обратите внимание

Наберитесь терпения, ведь сразу ребенок не научится самостоятельно убирать свои игрушки. Занимайтесь уборкой в игровой форме и вырастите прилежного и аккуратного ребенка.

Полезный совет

Есть также и несколько рекомендаций по тому, чего не надо делать. Не надо насильно заставлять ребенка убирать игрушки; не надо на него кричать; не стоит как-то поощрять ребенка и, тем более, это обещать, ведь тогда он начнет перед каждой уборкой задавать вопрос: «А что ты мне за это дашь?». Это уже вымогательство или принцип «дашь-на-дашь».

Конечно, готовых способов, которые помогут приучить вашего ребенка убирать игрушки не существует. Каждая мама опирается на собственный опыт и советы близких людей. Самое главное, что нельзя делать – это кричать на ребенка и силой заставлять его убирать игрушки.

Все дети любят повторять за своими родителями, поэтому лучше всего научить ребенка на собственном примере. Поэтому необходимо, чтобы все ваши вещи были в порядке. Начинайте убирать игрушки вместе с ребенком. В первый день ребенок может убрать одну или две игрушки, а вы соберите все остальное.

Со временем количество игрушек будет увеличиваться. Помогать ребенку необходимо до тех пор, пока он самостоятельно не будет справляться с уборкой. Важно каждый день проводить уборку, а не от случая к случаю, ведь это может войти в привычку.

Лучше всего проводить уборку с ребенком в игровой форме. Например, можно устроить соревнование, определить сладкий приз, который достанется тому, кто соберет больше всего игрушек в коробку.

Или укладывайте спать игрушки в коробку, машинки ставьте в гараж и т. д. Если позволяет место в квартире, то заведите сразу несколько ящиков для разных игрушек и придумайте сказку, благодаря которой ребенок поймет, почему необходимо убирать игрушки именно туда.

Например, можно сказать, что все игрушки ночью разговаривают между собою. Необходимо, чтобы ребенок принял условия вашей игры и выполнял их. Если ребенок не хочет выполнять условия игры, то заведите «жадную коробку», в которую вы будете убирать его любимые игрушки и выдавать их раз в неделю.

Если ребенок все правильно делает, обязательно его похвалите.

Видео по теме

Большинство и наверняка все мамы и папы сталкивались с ситуацией, когда ребенок тянется к «взрослым» предметам зачастую находящиеся в квартире или доме, где живет ребенок. Именно в таких ситуациях за малышом нужен глаз да глаз, чтобы он не трогал те, вещи, которые ему могут быть опасны. Ребенок, в зависимости от возраста, находится на разных стадиях развития. Трогая мобильный телефон мамы или папы, пытаясь добраться до чашки, разливая воду из миски домашней кошки, ребенок, таким образом, знакомится с окружающим миром, изучает его, пробует на вкус.

Прежде всего, запаситесь терпением и ловкостью движений, чтобы, во-первых, не кричать на малыша, а во-вторых, очень быстро забирать, то, чем карапуз может пораниться или обо что удариться. Ситуации, в которых ребенок тянется к тому, что ему как бы еще рано множество, рассмотрим наиболее распространенные.

Ребенок тянется к мобильному телефону или компьютеру

Если у вас дорогостоящий телефон возьмите себе более простую модель, либо держите крепче. В качестве отвлекающего маневра ребенку можно купить игрушечный обучающий телефон, модели которого, в том числе, имеются, не слишком красочные, и максимально копирующие внешний вид самого современного смартфона.


В случае если ребенок не принимает игрушку, позволяйте ему играть настоящим мобильным телефоном, например, на ковре или мягком диване. Ноутбук лучше всего прятать, а также купить ребенку игрушечный планшет или ноутбук.

Игры на кухне и в ванной

Заранее убирайте все колющие и режущие предметы в такие места, откуда ребенок не сможет их достать. Не стоит забывать о кипящем , который следует также отодвинуть как можно дальше. На передовую следует выставить тарелки, чашки, стаканы, в идеале, не бьющиеся. Дети обожают играть с водой, наливая ее в чашки и стакана, макаронными изделиями, насыпая их в сухом виде, в тарелки. Ведь не следует забывать, большинство малышей копируют поведение взрослых. Мама моет посуду и готовит еду, карапуз повторяет в игре практически то же самое. Полагаем, стоит ему позволять такие игры: во-первых, ребенок развивается, во-вторых, это поможет в становлении будущего маминого помощника.

Одежда мамы и папы - тоже игрушки

В этом случае, лучше несколько предметов одежды отдать ребенку в постоянное пользование для игр. Для остальной одежды, которая аккуратно висит в шкафу, и может использоваться ребенком в игре, нужно договориться с малышом, объяснив, что вы не против, но не нужно портить вещи. Акцентируйте, что вещи после игры нужно собрать и положить на место. Этим вы разовьете ответственность у ребенка, а также порядок в уборке своих игровых принадлежностей. В свою очередь, можно поиграть с ребенком в показ мод, магазин, дизайн-ателье, что очень важно для развития образного мышления и творческих способностей.

Ребенок не хочет играть с привычной кукольной посудой и ведерками

Не выбрасывайте бутылочки из-под шампуня, баночки от крема, прочие флаконы и емкости. Тщательно промойте их и отдайте ребенку для игр. Сразу обращайте внимание малыша на том, что это предмет, которым пользуется мама и папа. В большинстве случае кроха заинтересуется, предложенными ей предметами, а вы будьте рядом, чтобы придумать с ребенком как можно больше игр.

Не ругайте ребенка, если он приносит с улицы камушки, каштаны, желуди, листья и т. п.

Все то, что ребенок принес домой с улицы, следует тщательно промыть с антибактериальным мылом. Следите, чтобы это не были предметы, о которые можно удариться или пораниться. Найдите для всех найденных на улице предметов отдельную коробочку или емкость, куда ребенок с радостью это сложит. Не поленитесь ему объяснить, что представляет каждый предмет, где он растет и зачем он нужен. Этим вы расширите кругозор малыша и докажете еще раз крохе свое внимание.


Однозначно, предметов, которые вызывают у ребенка желание достать, потрогать, понюхать и попробовать бесконечное множество. Поэтому ни на секунду не стоит забывать о безопасности малыша.


Видео по теме

Ребенок не хочет убирать игрушки! Чтобы ребенок рос самостоятельным, инициативным, необходимо в квартире обозначить его собственную территорию, где он будет считаться полноправным хозяином. Идеальный вариант – отдельная детская комната. При отсутствии подобной возможности, просто выделите ему уголок для забав в своей комнате, гостиной.

Обращение за помощью

Главное правило, которое вы должны донести до своего ребенка: играть можно исключительно в своей комнате (либо в детском уголке), запрещается разбрасывать игрушки по всему дому. Если родители установили правило уборки игрушек, его необходимо беспрекословно выполнять.

Годовалый малыш способен откликаться на просьбы родителей, в том числе на обращение за помощью. Ему по силам простые манипуляции: что-либо принести, передать, достать игрушку, книжку. Необходимо как можно раньше привить ребенку навык убирать за собой. Именно 1-1,5 года наиболее благоприятный возраст для начала обучения этой полезной привычке. Превратите подобное занятие в ритуал по типу тех, что он выполняет перед сном (водные процедуры, массаж, чтение на ночь).

Постоянно напоминайте ему, что как только прервется игра, и он захочет взять очередную игрушку, сначала должен будет убрать на место ту игрушку, с которой забавлялся. Конечно, первое время может возникать путаница, поэтому вы должны помогать и подсказывать: отодвиньте в сторону игрушки, оставив только ту, которую ему необходимо убрать. Придумайте незамысловатую историю: «Эта машинка уже захотела спать, мы ее сейчас спрячем в коробку, пусть она отдохнет. А этот грузовичок готов к новым трудовым подвигам, давай с ним поиграем, он привезет кубики, и ты сможешь построить крепость».

Совет! По возможности заканчивайте все забавы до того, как кроха утомится, тогда у него останутся силы и желание на уборку.

Призыв убрать игрушки должен исключать любой намек на принуждение, желательно, чтобы ребенок почувствовал в вашей просьбе доброжелательный, дружелюбный настрой. Не заставляйте наводить порядок в наказание, для чада уборка должна стать завершающей частью игры. Обязательно каждый день убирайте игрушки, чтобы у малыша выработалась привычка. Если вы будете делать это нерегулярно, кроха перестанет подходить к данному занятию со всей серьезностью, видеть в нем особую значимость.

Как заинтересовать малыша уборкой?

«Совместная деятельность объединяет!»

Чаду понравится вместе с родителями убирать игрушки. Воспользуйтесь ситуацией, и внесите в этот процесс момент обучения (чтобы в дальнейшем, без вашего участия, ребенок мог безошибочно расставлять вещи по местам); проговаривайте каждое действие, какую игрушку, куда вы убираете, где ее «дом»: «Посмотри, зайчика мы посадим на стул, солдатики пусть отдыхают в коробке, книжку мы поставим на полку – к другим книгам. В комнате теперь порядок, ты – молодец, старался». Кроха в силу своего возраста, своей несмышлености, может по ошибке класть большие игрушки в маленькие коробки, и наоборот, маленькие машинки – в большой короб. Взрослые должны в такой ситуации направлять действия малыша, сопровождая их разъяснением: почему кукле будет удобнее одной в большой коробке, а маленькая машинку заскучает одна, испугается одиночества в большом ящике.

Главное, чтобы малыш не забывал про свою обязанность и убирался ежедневно, не отлынивал, ваша же задача – создать доброжелательную, располагающую к совместному времяпрепровождению атмосферу. Также в ваших силах облегчить участь ребенка, упростить ему задание, нанеся маркировку на соответствующие ящики, коробки, полки.

К примеру, нарисуйте или распечатайте иллюстрации с основными разновидностями игрушек: машинки, кубики, куклы, конструктор, зверята, и наклейте их на подходящие «вместилища». Когда кроху приучают аккуратно укладывать мячики к мячикам, книжки к книжкам, он начинает понимать видовую принадлежность. А поскольку за каждой вещью закрепляется свое место, ребенок запоминает порядок и начинает следовать ему. Не забывайте всякий раз хвалить свое чадо.

«А давай поиграем!»

Превратите рутинное занятие – уборку игрушек в настоящую игру: «укладывайте» кукол спать, постройте в шеренгу оловянных солдатиков (будто на парад), распределите весь «транспорт» по гаражам. Для вас должна стать девизом фраза: «Мы не убираем игрушки — мы играем!» Придумайте сказку, про трудолюбивых муравьев, которые бегают по лесной тропинке и собирают то, что им попадается на пути, затем относят в муравейник (примерьте на себя эти роли).

Если у малыша есть музыкальные предпочтения, включить ему любимые песенки и начните под них уборку; а по окончанию — пуститесь в пляс или придумайте забавное движение, которым вы всегда будете завершать любое дело.

«Тайная жизнь игрушек»

Когда ребенок решительно заявляет, что не будет убирать игрушки по «домикам», выберите одну и незаметно от чада спрячьте ее. Спустя некоторое время обратите внимание малыша на то, что игрушка пропала, и поинтересуйтесь у него, где она может быть и почему отсутствует. Малыш, конечно, озадачится и предпримет попытки ее отыскать. Но, вы должны будете его успокоить и рассказать историю (придуманную, что называется, на ходу). Как медвежонок (игрушка, которая потерялась) хотел попасть в свой домик, но не смог, принял решение уйти от такого неопрятного, небережливого малыша, и отправился на поиски нового, прилежного, доброго хозяина, который расставляет свои игрушки по своим местам и дорожит ими.

«Впускаем сказку!»

Заинтересуйте ребенка, рассказав ему удивительную историю о том, что наступил вечер, и скоро к нему в гости поспешит сон. Но вот беда, когда он прилетит, будет неслышно подкрадываться к малышу, то споткнется об игрушки, которые всюду разбросаны, и из него вылетит сказка. Поэтому, чтобы ночью увидеть волшебный сон, ему нужно поторопиться и сложить игрушки на место.

«Олимпийские игры»

Когда малыш не достиг «кризисного» трехлетнего возраста, он еще легко соглашается на любую активную деятельность. В это время его волнует больше не польза, но возможность повеселиться от души. Устройте соревнование и предложите «на скорость»: составить мягкие игрушки по размеру (от маленьких до больших), построить самую неприступную, надежную крепость из разбросанных кубиков, собрать детали от конструктора в коробку.

«Взрослые» капризы

Если правильно мотивировать малыша, он вряд ли начнет протестовать против совместной уборки игрушек. Ребенок постарше на вашу просьбу (убраться в комнате) может ответить капризом, протестом. С чем это связано?

  1. В трехлетнем возрасте ребенок начинает испытывать родителей «на прочность» — устраивать проверки («А что если я не буду кушать, спать, убираться, то есть подчиняться?»).Совет родителям! В подобной ситуации постарайтесь сохранить спокойствие, твердо и уверенно настоять на своем требовании, предложить свою помощь. Ребенок настроен решительно, и не желает выполнять вашу просьбу? Откажитесь от конфликта, отступите, и вы увидите, как через некоторое время, малыш сам что-то у вас попросит.Сохраняя доброжелательный настрой и твердость в своей позиции, предложите сделку: вы делаете то, что просит чадо, но только после того, как он выполняет ваше требование: «Я разрешу тебе немного поиграть в приставку, когда ты соберешь игрушки. Ты сам справишься или тебе помочь?» Либо вы можете сами сложить игрушки, но после этого заявить: «Я за тебя навела порядок, какую мою обязанность ты выполнишь?» После этого предложите ему на выбор несколько несложных домашних дел: полить цветы, пропылесосить, вымыть посуду.
  2. С возрастом сложность игры возрастает. Если раньше для затей могла понадобиться всего одна игрушка (погремушка, мячик), то начиная с двух лет, ребенок включает в свою игру уже больше предметов. Так, он может достать паровозик и усадить в него маленьких зверюшек, либо набор игрушечной посуды и устроить чаепитие для кукол. Соответственно ребенка просто пугает количество игрушек, которое ему предстоит убрать, им движет страх не справиться с задачей.В этой ситуации помощь родителей очень актуальна. Когда чадо уверено, что задача невыполнима, подскажите, как ее облегчить, разделив на простые действия: «Я сейчас положу эту зеленую гоночную машинку в коробку, а ты принеси мне тот маленький самосвал. Затем я положу забавную машинку с глазками, а ты подай паровозик. Смотри, мы собрали весь твой автопарк». Таким образом, вы «убиваете разом несколько зайцев»: учите помогать ближнему, и при этом вместе осваиваете важные понятия: размер, цвет, названия транспортных средств.

Совет родителям! Обратите особое внимание на систему хранения игрушек. Лучше если это будут яркие, интересные, привлекающие внимание коробки, корзины. Но самое главное они должны быть удобными, чтобы у малыша не возникало трудностей со складыванием игрушек. К примеру, до высоких полок в шкафу он не сможет дотянуться; а между тем у трехлетних малышей лишние телодвижения отбивают всякое желания что-либо делать. Изготовьте подобные системы хранения сами (например, из коробок, где хранилась обувь, бытовая техника), и обязательно подключите к процессу ребенка, так у него появится больше желания прибирать свои вещи, ведь для этого он все подготовит сам.

Родительский настрой

Обратите внимание на то, как вы подходите к процессу уборки (и не обязательно игрушек). Если подобное занятие не вызывает у вас положительных эмоций, а только раздражение, не удивляйтесь, что ваше чадо также будет относиться к процессу наведения порядка у себя в комнате. На начальном этапе обучения убирайте игрушки сами, но делайте это с удовольствием, радостью; чадо не должно видеть, какое это неинтересное и скучное занятие.

Если мама наводит чистоту в квартире, не отвлекаясь на посторонние дела (переписку в социальных сетях, просмотр сериала), а после убирает за собой инвентарь и приводит его в надлежащий вид (вычищает пылесос от мусора, моет ведра), а папа, вернувшись с работы, вешает одежду в шкаф, то проблема: «как приучить ребенка к порядку» просто не возникнет, ведь кроха будет ежедневно наблюдать за поведением взрослых в быту и усваивать его особенности. Одних слов, не подкрепленных личным примером, будет недостаточно, должного эффекта они не дадут.

А как вы обращаетесь с просьбой к ребенку?

Если приказным тоном, то понятно почему, в очередной раз он воспринял в штыки ваше требование. Попробуйте разговаривать и давать указания выдержанным и доброжелательным тоном, и вы увидите, как ребенок мирно примется за выполнение задания. В ситуации, когда чадо заболело или пребывает в расстроенных чувствах, не демонстрируйте излишнюю настойчивость, просто приберитесь сами.

Путь наименьшего сопротивления

Довольно распространена и другая ошибка родителей, когда они, преследуя желание поскорее освободиться и заняться своими делами, убирают игрушки сами. Это в корне неверно! Дети быстро понимают все плюсы подобной ситуации, и впоследствии будут стремиться переложить это занятие, да и многие другие (домашние обязанности, выполнение уроков), на плечи родителей.

Потерпев фиаско в своем стремлении приучить ребенка к прилежности, порядку, не опускайте руки, возьмите на вооружение следующий способ. Предложите ребенку убрать свои игрушки, пригрозив, что при непослушании, спрячете их. Если чадо все-таки решит вас проверить и откажется от выполнения вашего требования, вы, сохраняя хладнокровие и спокойствие, с невозмутимым взглядом соберите все игрушки (которые не на местах) в пакет, и уберите с глаз долой на несколько дней. Если из-за большого количества игрушек, малыш даже не обнаружил исчезновения, проведите подобную манипуляцию на следующий день.

Наступит момент, когда ребенок все-таки заметит, что его любимый автомобиль и плюшевый «друг» исчезли; тогда вам предстоит объяснить, почему так произошло. Дайте обещание, что вернете их сразу, как только он приберется. Важно проявить настойчивость, не поддаваться на уговоры и мольбы ребенка. Прежде чем отдать игрушки чаду, предупредите его. Что после своих затей, он должен убирать их по местам, в противном случае они вновь исчезнут.

Способ «штрафной ящик»

Изготовьте или приспособьте специальный ящик (коробку, контейнер), куда вы будете складывать все то, что не было убрано к установленному времени.

Только шаг за шагом, последовательно, вы сможете воспитать у чада прилежность, добросовестность, любовь к порядку и ваши старания увенчаются успехом. Будьте готовы к тому, что время от времени ребенок будет преподносить вам неприятные сюрпризы (капризничать, протестовать, делать назло, умышленно раскидывать игрушки), вы же со своей стороны должны твердо следовать своим принципам, избегая раздражения, заострения внимания на непослушании.

Екатерина Морозова


Время на чтение: 11 минут

А А

Дарить маленьким детям игрушки – это всегда удовольствие, независимо от пола ребенка. Игрушки покупают мамы и папы, ими «заваливают» бабушки и дедушки, их всегда приносят гости – друзья и близкие. И вот уже игрушки малыша можно грузить вагонами, а под их завалами перед сном хочется заснуть от усталости.

Сколько на самом деле нужно малышу игрушек, и главное – как приучить карапуза убирать их за собой? Воспитываем самостоятельность с ранних лет!

Сколько игрушек предоставлять ребенку 2-3 лет для игры, и какие?

С окружающим миром кроха начинает знакомиться через предметы, до которых он может дотянуться взглядом и руками. В первые годы жизни знакомство напрямую происходит через игрушки и игры. Поэтому роль игрушек в этом возрасте весьма значимая, и выбирать их нужно с понимаем того, что игрушки – это первая «энциклопедия» для малыша. Игрушки должны развивать, увлекать, обогащать личность малыша.

Видео: Как научить ребенка убирать игрушки?

К 2-3 годам кроха уже имеет конкретный игровой опыт: он уже способен определить – какие именно ему игрушки нужны, что он будет делать с выбранными, и какого результата хочет добиться.

Ребенок уже знает, что ложкой можно накормить своего плюшевого медведя, а для машинок нужен гараж.

Игрушки следует покупать, исходя из четкого понимания:

Какие игрушки нужны ребенку 2-3 лет?

  1. Матрешки, вкладыши, кубики: для развития логики.
  2. Мозаики, шнуровки, пазлы и конструкторы, игрушки для игр с водой и песком: для сенсорного опыта, развития мелкой моторики.
  3. Игрушки-зверюшки, домино и лото с изображениями зверей и растений, различных предметов: для расширения кругозора.
  4. Предметы быта, кукольные домики и посуда, мебель, сами куклы: для социального развития.
  5. Мячи и кегли, каталки и машинки, велосипеды и пр.: для физического развития.
  6. Музыкальные игрушки: для развития слуха.
  7. Игрушки-забавы (медвежата-лесорубы, волчки, клюющие курочки и др.): для положительных эмоций.

Сколько игрушек можно давать малышу 2-3 лет одновременно?

Согласно мнению психологов, большое количество игрушек рассеивает детское внимание, и сосредоточиться на одной – уже проблема. Отсутствие внимательности и сосредоточенности – это «тормоз» для развития.

Чем меньше у ребенка игрушек — тем богаче его фантазия, тем больше игр он с ними придумает, тем проще его приучить к порядку.

Например, на улицу можно взять лопатку, совочек и формочки, и научить малыша в игре строить строительные площадки или гаражи, рыть каналы для будущих рек и проч.

Детскую комнату переполнять также не следует. Спрячьте лишние игрушки в шкаф, а потом, когда ребенку станет скучно со своими игрушками, поменяйте их на припрятанные.

Для игры достаточно 2-3 игрушек. Остальное – на полки и в ящики.


Что делать, если ребенок категорически не желает собирать игрушки после игры, перед сном, по требованию – важные советы

Вы каждый вечер со скандалом заставляете ребенка убирать игрушки? И он не хочет?

В 2 года – это нормально.

Но, в то же время, 2 года – это тот идеальный возраст, в котором пора приучать малыша к порядку.

Видео: Как приучить ребенка убирать игрушки — основные правила научения

Главное – помнить основные правила развития детской самостоятельности в уборке:

  • так, чтобы ребенку не только было удобно убирать игрушки, но и хотелось это делать. Красивые и яркие ящички и ведерки, сумки и корзинки всегда стимулируют детей к уборке.
  • Приучайте к тому, что у каждой игрушки – свое место. Например, звери живут на полке, конструктор в -контейнере, куколки – в домике, машинки – в гараже, и пр. Ребенок должен четко понимать, что всегда найдет игрушку там, куда убирал.
  • Используйте игровой формат уборки. Дети не терпят приказного тона, но обожают игры. Будьте мудрее – учите малыша прибираться в комнате через игру.
  • Будьте примером для чада. Пусть уборка перед сном станет семейной доброй традицией.
  • Не позволяйте ребенку лениться. Уборка игрушек должна происходить в обязательном порядке перед, например, купанием или вечерней сказкой. Выбирайте для уборки такое время, когда малыш еще не успел окончательно устать.
  • Уборка – не наказание! Чем веселее процедура уборки игрушек, тем с большим нетерпением ребенок будет ее ждать.
  • Обязательно хвалите малыша за порядок . Похвала – отличный мотиватор.

Нельзя:

  1. Приказывать и требовать.
  2. Заставлять силой.
  3. Убираться вместо него.
  4. Требовать идеальной уборки.
  5. Покупать уборку за призы и награды. Лучшей наградой должна быть похвала от мамы и сказка на ночь.

Основная задача мамы – приучить малыша не только трудиться, но и любить труд.

Чем раньше вы начнете, тем самостоятельнее будет ваше чадо.

Как научить ребенка 2-3 лет убирать игрушки – 10 шагов к порядку в детской комнате

Как было сказано выше, лучший метод обучения уборке – превратить ее в игру.

Игры выбираем, исходя из психологических особенностей ребенка, его возраста и маминой фантазии.

Вашему вниманию – лучшие способы, самые эффективные и 100% работающие:

  • Сюжетно-ролевые игры. Например, ребенок – это водитель серьезной снегоуборочной машины, которой дали задание – убрать весь снег (игрушки) и вывезти его из города на специальный полигон (в ящики и тумбочки). Или же сегодня ребенку выпала роль водителя, который всех развозит по домам: можно на большой игрушечной машине развести кукол по их домикам, машинки по гаражам, и пр.
  • Креативный подход . Ваше чадо любит фантазировать и изобретать? Придумывайте вместе с ним полезные приспособления для уборки игрушек. Из того, что есть под рукой. К примеру, из коробки можно склеить самолет, который будет развозить игрушки по местам. А на коврике-самолете (делаем из картона, раскрашиваем) можно перевозить различные мелочи.
  • Настоящий детский квест . Рисуем красочную карту с 5-7 городами. Малыш путешествует от первой до последней станции, получая задания от «местных жителей». Одни просят очистить их озеро (ковер) от игрушек, чтобы рыбки могли дышать. Другие просят собрать урожай (лего), пока его не залил дождь. Третьи просто гостеприимные люди, которые угощают фруктами. И т.д. Чем больше приключений, тем веселее уборка!
  • Семейные вечерние «мини-субботники» . Чтобы ребенок не чувствовал себя единственным «уборщиком» в доме, подключаемся к клининговому процессу всей семьей. Например, пока чадо собирает игрушки, мама протирает пыль на полочках, старшая сестра поливает цветы, а папа расставляет по местам большие мячи, кресла-мешки и подушки.
  • Копим очки . Мотивация в виде приза или конфетки – это не педагогично. А вот набранные при уборке очки – это уже и повод убраться, и польза для всех. Набранные за уборку очки вносим в специальный журнал, например, с помощью яркой наклейки. В конце недели (не больше, дети не воспринимают длинных периодов ожидания) по количеству набранных очков мама с ребенком идет в зоопарк, на каток или в музей (или еще куда-нибудь). Заодно учимся считать. 2 наклейки – просто парк. 3 наклейки – пикник в парке. 4 наклейки – зоопарк. И так далее.
  • Состязание. Если деток – двое или больше, то командный дух вам в помощь! Состязание – идеальный метод воспитания самостоятельности. Кто быстрее наводит порядок в своей выделенной для уборки зоне, тот выбирает сказку на ночь.
  • Великий побег. Если никакие способы не работают, устраиваем «побег» игрушек. После того, как чадо засыпает, собираем почти все игрушки и прячем их как можно дальше. После того, как ребенок их хватится, отдаем по одной и наблюдаем, убирает ли он их на место после игры. Если прибрался вечером – то на утро возвращается еще одна игрушка, которая может жить только в условиях чистоты. Не убрался – ни одна не вернулась. Естественно, важно объяснить, что игрушки сбежали именно из-за беспорядка. Не забудьте для закрепления материала почитать сказку про Мойдодыра, например.
  • Каждой игрушке – свой домик . Домики делайте вместе с чадом – яркие, красивые и удобные. Куклы живут, например, на полке в шкафу, а конструктор в домике-контейнере с цветными окошками, плюшевые звери – в коробке с окошками и шторами на окнах, а машинки – в гаражах-сотах (делаем, опять же, из коробки) или на полке. Обязательно объясняем, что как ребенок на ночь ложится в кроватку, так и игрушки тоже хотят спать в своих домиках.
  • Кто быстрее? Делим комнату пополам кеглями, ставим 2 больших контейнера и собираем с малышом игрушки наперегонки. Кто уберет больше – тот выбирает сказку, мультик или песню на ночь.
  • Фея-уборщица. Надеваем ребенку крылышки: сегодня ваша дочь – фея, которая спасает свои игрушки от злого дракона и наводит в своей волшебной стране порядок. Мальчику можно выбрать роль робота, полицейского или даже президента, который обходит перед сном свою страну и спасает ее от хаоса.
  • Работаем на фасовке . Например, в одну коробочку собираем маленькие игрушки, в другую – мягкие, в третью – круглые, и так далее. Или раскладываем по цветам (по «семействам», по форме, по размеру, и пр.).

Видео: Развивалки. Как научить ребенка убирать игрушки?

Включайте фантазию! И ваше чадо полюбит уборку так же сильно, как мультики перед сном.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своим родительским опытом и советами!

(8 голосов : 4.4 из 5 )

О том, почему дети не хотят убираться и как превратить уборку в развивающее занятие. «В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность.» Святитель Филарет, митрополит Московский (с)

«Ребенок играл и в какой-то момент необходимо убирать игрушки. Многие родители стараются с раннего детства приучить малыша убирать игрушки и многие при этом терпят фиаско. Попробуем разобраться почему. На мой взгляд, самый сажный важный момент при приучении ребенка к убиранию игрушек – это количество игрушек у современных детей и организация их хранения.

Оля и Катя – подружки. Им почти по три года. Мамы девочек тоже регулярно общаются. Мама Кати постоянно жалуется, что Катя не убирает игрушки и маме каждый вечер приходится делать уборку вместо Кати. У Олиной мамы такой проблемы нет.

Давайте заглянем домой к каждой девочке и посмотрим, что же происходит вечерами.

У Кати много замечательных игрушек. Целый игрушечный рай. Из-за изобилия, Катя даже не очень знает, какие у нее есть игрушки. Все Катины игрушки аккуратно хранятся в больших коробках в детской комнате. Точнее, так хотелось бы маме. В идеале. В реальности дела обстоят так. Каждый вечер Катя и мама перед сном начинают убирать игрушки. Точнее, Катя продолжает играть, а мама бессистемно заполняет пустые контейнеры игрушками и закрывает крышками. В одну коробку попадают и кубики, и куклы, и набор доктора. В другой коробке мы найдем снова кубики, часть набора посуды, колечки от пирамидки и т.д. Комната приобретает внешне опрятный вид. Десяток больших разноцветных контейнеров аккуратно стоят по периметру комнаты. Утром Катя начинает играть. Она не знает, что где лежит и поэтому просто вываливает игрушки из каждого контейнера на пол. Комната начинает напоминать свалку. Катя роется в игрушках, ее внимание переключается от одной игрушки к другой.

В чем же проблема? Мама организовала пространство жизни девочки без учета особенностей ребенка. Давайте представим себе, что кто-то другой «помог» вам с организацией хранения ваших вещей. Вам выделили много симпатичных коробочек и хаотично сложили туда ваши вещи: в первую коробку сложили джинсы, часть нижнего белья, свитера, во вторую снова белье, брюки и блузки и т.д. И вы не знаете, что и где у вас лежит. Поиски нужной вещи занимают массу времени. Вам хочется разложить все аккуратно, но обилие вещей затрудняет наведение порядка. Готовы ли вы каждый день аккуратно убирать в шкаф свои вещи, если их каждый день будут снова выбрасывать на пол? Хватит ли у вас на это сил? Скорее нет, чем да. Точно так же происходит и с Катей. Количество игрушек у девочки настолько велико, что ей не хватает энергии их убрать. Именно поэтому это приходится делать маме.

А что же с Олей?

У Оли немного игрушек. Может быть, даже мало. пара кукол, посуда для кукол, набор доктора, машинка, конструктор, пирамидки. С первого взгляда может показаться, что в Олиной комнате шкафов больше, чем игрушек. Действительно, существенную часть комнаты занимают невысокие стеллажи, на которых аккуратно разложены игрушки. Куклы сидят на полке, некоторые игрушки лежат в пластиковых ящичках или корзиночках, конструктор в коробке. Оля помнит все свои игрушки и знает, где у нее лежит какая игрушка. Мама никогда не перекладывает вещи девочки. Поэтому Оля никогда не тратит время на поиски. Она просто достает с полки то, что ей нужно. А после игры убирает. Да, иногда оказывается убрано не все, иногда некоторые детали закатываются под кровать. Бывает, что мама Оли в отсутствие тратит немного времени на то, чтобы разложить по местам что-то, что лежит не на своем месте. Но это нельзя назвать уборкой..

Вам кажется странным, что Оля убирает игрушки? А самом деле, здесь нет ничего странного. У каждого ребенка есть внутренняя тяга к порядку. Она даже сильнее, чем у взрослого. Но взрослый способен сам организовать свою жизнь и достичь порядка в делах и вещах. А ребенку нужна помощь. Ребенку очень важно знать, что все всегда лежит на своих местах, и он может найти нужную вещь там, где она должна быть. Но если вещи ребенка перемещаются, как в случае Кати, то ребенок не живет в состоянии порядка. Поэтому задача родителей – организовать пространство жизни ребенка так, чтобы у малыша не было большого количества игрушек, чтобы каждая игрушка имела свое место. Тогда ребенок сможет поддерживать порядок.

Отдельно стоит поговорить и о различных родительских притязаниях и требований. Всегда ли требования родителей адекватны и всегда ли ребенок может их выполнить?

Вера (3 года) очень любит рисовать. Она часами может сидеть за столом и рисовать. Вера очень любит цветные рисунки и у нее отличное цветовое восприятие, она очень тонко чувствует оттенки. Поэтому Вере покупают очень большие наборы карандашей, по 30-50 штук. Обычно Вера организовывает свое рабочее пространство так: выкладывает перед собой все карандаши, которые у нее есть и рисует. У девочки есть специальная полка, где хранятся альбомы, подставки с карандашами и краски. После рисования Вера обычно ставит карандаши в стаканчик, убирает альбом. Но Вериному папе не нравится сам процесс организации рисования. Его раздражает стол, заваленный карандашами. Он говорит: «Неужели трудно держать карандаши в стакане? Ты рисуешь одним карандашом! Нужно брать один карандаш, рисовать, ставить его в стакан и брать другой. А так у тебя на столе бардак», — возмущается папа. Вера старается угодить папе. Она ставит перед собой стакан, но потом карандаши все равно оказываются на столе: так ей удобнее выбирать. А папа сердится.
Что мы видим в этом примере? Требования, которые не только не соответствуют возрасту ребенка, но и противоречат здравому смыслу. Проблема скорее в педантичности папы, чем в Вере. Именно папе стоит пересмотреть свои взгляды в сторону меньшего стремления к всеобщему порядку».

Трудолюбие через игру

Есть еще варианты, как превратить непосредственно процесс уборки в игру. Учитывая психологические факторы, не стоит также забывать о возрасте и доступных игровых методах в целях воспитания трудолюбия. Используя немного фантазии, можно научить ребенка поддерживать порядок без выработки негативных ассоциаций к процессу уборки.

Сюжетно-ролевые игры.

Игра — это и приятно и полезно для детей. Можно представить себя строительно-уборочной техникой, которая собирает мусор (разные игрушки) и сортирует их. Машинки могут развозить кукол по домам, большие машинки могут собирать маленькие к себе в «гараж». Пылесосный монстр в случае отказа спец.техники выполнять свое задание может засосать все разбросанные игрушки, и их необходимо будет срочно спасать.

Изобретения.

Креативный способ вызвать интерес – придумать полезные изобретения для уборки. Это может быть что угодно из подручных материалов. Например, из ненужной картонной коробки можно сделать реактивный самолет по сбору игрушек. Ковром-самолетом, который собирает всякие мелочи, может стать кусок картона. Такой способ развивает творческое мышление, расширяет кругозор, ведь необходимо придумать что-то новое и полезное.

Время объявлений.

Поскольку уборка игрушек рано или поздно превращается в рутинную обязанность, приходится придумывать что-то нестандартное для поддержания интереса. Так, можно объявлять время уборки конкретных вещей. Например, «время лего» по звонку колокольчика или свистку – и ребенок убирает конструктор. Постепенно такую тактику можно довести до игры. Например, подготовить список с перечнем вещей и два кубика. Один кубик указывает на категорию игрушки, другой на количество. Так, ребенок бросает кубики и выполняет задание. Не только интересно, но и полезно – можно таким образом научиться считать. А когда и такая форма надоест, разбавить игру можно приятными заданиями с карточками, как-то кувырок на кольцах, минутка отдыха и т.д.

Квест, а не ультиматум.

Любимое родительское «не будешь смотреть мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в увлекательный для ребенка квест.

Если есть время – лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задания. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину), другого – помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего), третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом – приключениями, ожиданием новых встреч.

Семейные субботники.

Можно завести общие семейные субботники. Например, генеральной уборкой заниматься всем вместе, чтобы не только мама, но и все члены семьи подключились. Таким образом, дети будут чувствовать себя частью клинингового процесса, а не наблюдателями со стороны. Ежедневно можно взять за правило уборку 10-минутку перед ужином, например.
Иногда совместный труд может временно уступить место состязанию. Для него удобно повесить на холодильник табличку, где каждый будет отмечать вымытую им посуду или вынесенный мусор. А через неделю подвести итоги и наградить победителя. Даже если взрослые будут продолжать все делать обычным образом, азарта ребенка хватит на всех.

Награды.

Какую бы игру вы не выбрали, не забывайте о похвале и наградах. Конечно, мотивация уборки ради мультиков или конфет не педагогична. Очки, набранные во время уборочных игр должны быть приятной мелочью – наклейкой, интересной открыткой, детским журналом. Ребенку будет интересно копить и зарабатывать эти очки, если он сможет потратить их на что-то существенное, например, поход в музей или зоопарк. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список разных наград с расценками, пусть ребенок сам выбирает.

Разумность в воспитании, о которой говорил Святитель Филарет, должна быть и в деле приучения к труду. Конечно, маленьких детей проще увлечь игрой, и необходимо это делать, потому что лучше так, чем ультиматумы, наказания и выработка негативных ассоциаций вкупе с потраченными нервными клетками родителей. К тому же игры развивают фантазию и логику, так или иначе учат системному мышлению и аккуратности. Однако дети растут, и понятие игры должно постепенно заменяться понятием ответственности. Порядок и уборка игрушек, а затем и личных вещей, а затем и остального дома должны стать ответственным делом, и, в конечном счете, дети должны научиться любить труд. Пусть в раннем детстве это будет ради очков и наград. Но взрослея, ребенку полезно будет понять, что трудится он не только для себя, но и для окружающих. Посеянные зерна трудолюбия в детстве обязательно дадут добрые плоды в будущем.

Многие родители не хотят мириться с таким положением, когда дети, поиграв с игрушками, отказываются затем убирать их. Кое-кто из родителей считает, что ребенок может делать все, что он желает, а взрослые должны обеспечивать ему свободу во всем и не должны принуждать малыша к каким-либо действиям. Конечно, у каждой семьи есть свои особенности и привычки. Безусловно, вам решать, следует ли приучать ребенка к аккуратности и порядку, и если приучать, то как и с какого возраста. Но если уж вы приняли решение научить ребенка убирать за собой игрушки, то быстрее добьетесь успеха, если будете выполнять несколько несложных правил.

Прежде всего, просьба убрать игрушки должна звучать доброжелательно. Уборка не должна стать наказанием, желательно, чтобы она стала заключительной частью игры.

Если малыш еще настолько мал, что не понимает смысла происходящего, не готов к выполнению ваших требований, начните вместе с ним убирать игрушки, обязательно проговаривая вслух, что именно вы убираете, куда и зачем. Если подобная совместная работа проводится систематически, каждый вечер, в доброжелательной атмосфере, ребенок вскоре приучится выполнять ее самостоятельно.

Кроме того, у ребенка скорее всего не появится привычки убирать игрушки, если вы сами ежедневно не убираете за собой вещи: одежду, обувь, книги, газеты, украшения. Тогда разбросанные по квартире вещи станут для него привычным явлением. Ведь для ребенка раннего возраста характерной чертой является подражание...

Для того чтобы облегчить малышу процедуру уборки, можно использовать маркировку на коробках или на стеллажах. Например, на коробке, в которой хранятся машинки, можно нарисовать машинки, на пакете с мячами изобразить мяч и т. д.

Если у вас есть необходимый для этого запас времени и терпения, можно превратить уборку игрушек в занимательную игру. Можно предложить ребенку поменяться ролями. Пусть он будет мамой, а вы — дочкой или сыном. Приступайте к уборке игрушек, следуя своим новым ролям. Ребенку это доставит удовольствие, а вы получите информацию о том, как малыш воспринимает вас и ваши просьбы (или приказы).

Не оставляйте мероприятие по уборке игрушек на поздний вечер, если оно провоцирует возникновение отрицательных эмоций и у вас, и у ребенка. Если же уборка превращается в прощание с игрушками, в укладывание их спать и становится необходимым ритуалом для малыша, то, конечно, следует заниматься этим непосредственно перед сном.

Если вы сами считаете, что чистота и порядок в доме необходимы, то твердо вводите правило убирать за собой игрушки. Пусть ребенок знает, что вы будете читать ему книжку или рисовать с ним только в чистой комнате. Но ребенок должен знать, что это — правило для всех членов семьи. Если же вы предъявляете ребенку ультиматум: уберешь игрушки — буду тебе читать, не уберешь — не буду, то малыш скорее всего сделает вывод о том, что мамину или папину любовь и внимание необходимо ежедневно «зарабатывать».

ИТАК, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки:

1. Твердо решите для себя, необходимо ли это.

2. Будьте примером для ребенка, убирайте за собой вещи.

3. Убирайте игрушки вместе с малышом.

4. Убирая игрушки, разговаривайте с ребенком, объясняйте ему смысл происходящего.

5. Формулируйте просьбу убрать игрушки доброжелательно. Не приказывайте.

6. Используйте маркировку, схемы на коробках и ящиках для игрушек.

7. Учитывайте возраст и возможности ребенка.

8. Придумайте интересную игру, чтобы уборка стала желанной для малыша.

9. Сделайте уборку игрушек ритуалом перед укладыванием ребенка спать.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Вязанные спицами носки-кеды Носки вязаные мужские в виде кед описание
Как связать пинетки крючком, мастер-класс для начинающих
Вязаные крючком игрушки, сувениры, подарки